Продолжаем рубрику «мозговой штурм» — приглашенные эксперты дают рекомендации по ситуациям, которые происходят прямо сейчас, в реальном времени.
Ситуация
Владимир Афанасьев, основатель сети школ программирования для детей #АйДаКодить и ИТ-лагеря #АйДаКемп, прислал запрос:
«В моей сети школ девять филиалов. Преподают студенты 3+ курсов IT специальностей. Понимаю, что мы для этих ребят проходной вариант. Но хотелось бы, чтобы они оставались подольше и были чуть более вовлечены, чем «пришел-отчитал-ушел». Как можно выстроить работу с персоналом в этом случае? Финансовый инструмент не предлагать».
Все приглашенные эксперты отметили, что повышение вовлеченности — это не разовая история и не спонтанные решения, нужен комплексный подход. И финансовая сторона здесь совсем не на первом месте. Послушаем конкретные предложения и советы.
Особенности поколения Z
Генеральный директор MiXBS Нина Конюшева акцентирует, что современные студенты — «зумеры» с характерными поколенческими особенностями. Значит, прежде всего надо разобраться в их целях и мотивации. Даже если их мироощущение вам лично кажется странным и непонятным.
Во-первых, молодежь требует более мягкого подхода к управлению. Эти ребята не любят и не терпят авторитарных руководителей. Станьте для них наставником, коучем. Ключевое отличие в том, что руководитель стоит «над» подчиненными. А коуч находится на одном уровне с сотрудниками и мягко их направляет.

Во-вторых, поколение Z очень чувствительно к похвале и регулярной обратной связи. Даже критику стоит начать с похвалы по принципу: «Тут ты сделал классно, спасибо тебе за это. А вот здесь я предлагаю немного доработать подход…»
В-третьих, зумерам важны ценности и миссия компании. Забота об экологии, ЗОЖ, социальная ответственность — все это здорово повышает их лояльность к работодателю. Начните с простого: поставьте в школах столы для пинг-понга, организуйте ЗОЖ-перекусы в обеденной зоне — увидите, студенты оценят. Также эксперт советует акцентировать социально значимую миссию школ, например: «Обучая людей IT-специальностям, вы воспитываете будущих профессионалов, которые смогут создавать программы для экологических проектов». Пример немного топорный, но направление понятно.
И наконец — геймификация рабочих процессов. Зумеры падки на игровые механики, которые превращают рутину в увлекательный квест. Например, введите систему баллов, достижений или внутреннюю валюту, за которую можно получать какие-то мелкие бонусы. Проработал полгода — получил звание «Бывалый» и уникальный стикерпак в Telegram. Устройте соревнование «Эксперт года», «Преподаватель года», «Менторская поддержка» и т.п.
Организуйте неформальные встречи: чаепития, игры, просмотры фильмов. Участие в таких вечерах станет поощрением и для учащихся ваших школ. Можно придумать, как будет выглядеть входной билет, и дарить его за какую-то активность, в конкурсах, например.

Закрытый клуб
Также эксперты предлагают поработать над созданием профессионального сообщества.
Организуйте комьюнити преподавателей, чтобы молодые специалисты общались, вместе развивались и учились — некий закрытый клуб IT. Пусть ваша школа станет местом, где все «одной крови» и поддерживают друг друга — сообщество учеников и преподавателей.

Если возможно, предоставьте педагогам свободу в отношении методик обучения. Пусть кроме работы по вашей образовательной программе, они предлагают внутри сети свои авторские курсы и тренинги. Покажите значимость их вклада через истории успеха выпускников, помогите получать отзывы. Развивайте внутри компании концепцию, что сотрудники могут уйти — а могут остаться и создать что-то большее, — продолжает мысль Татьяна Федорова.
А что случится, если преподаватели все же будут уходить? Они могут стать вашими инфлюенсерами во внешней среде, рассказывать всем, как круто было работать в вашей школе, как много они получили от этой работы, как профессионально выросли. Реальные кейсы продвижения молодых специалистов — это вклад в развитие вашего проекта.
Главное — сделать так, чтобы каждый преподаватель, даже если он работает временно, чувствовал себя частью команды и видел, что его труд важен, — уверена Ольга Титова, директор по персоналу ГК Benza.
Рассказывайте о достижениях молодых преподавателей: как их работа помогла ученикам или как они сами выросли. Это мотивирует и создает позитивную атмосферу. Заведите про своих лучших педагогов рубрику в соцсетях. Отличный получится контент. Например, у нас в корпоративных соцсетях посты про сотрудников набирают на 20% лайков больше, чем информационные.

Больше свободы и возможностей для развития
Руководитель отдела спецпроектов ТАСС Тимур Меджидов считает, что вовлеченность резко увеличивается, если дать людям возможность лично влиять на бизнес-процессы. В своих командах эксперт выделяет сотрудникам «менеджерскую» зону ответственности — где-то коллеги оптимизируют существующие порядки, а где-то экспериментируют с нестандартными практиками. Подумайте, можно ли подключить молодежь к разработке новых учебных программ, коллаборациям с другими проектами, менторству.
Еще советую делать акцент на развитие личного бренда студентов. Скажу честно: как работодатель, я всегда положительно отношусь к преподавательскому опыту у соискателей. Поэтому при найме я бы сразу подчеркивал, что деятельность в вашей школе — хорошая возможность прокачать свой имидж для дальнейшего карьерного роста.

Чем динамичнее будет проект, тем легче привлечете целеустремленных ребят. Карьерный психолог Ева Фесс предлагает сконцентрироваться на возможностях для профессионального роста. Возможно, вашу сеть школ воспринимают как «проходной вариант» именно потому, что она не помогает учиться самим учителям.
Какие программы развития есть в вашей компании? Молодые люди хотят развиваться, и их особенно демотивирует отсутствие динамики. Обеспечьте доступ к тренингам, семинарам, мастер-классам. Разработайте индивидуальные карьерные планы, назначьте наставников или менторов, которые будут помогать вашим сотрудникам расти.

Поставьте себя на место этих молодых ребят — зачем бы вы пошли работать в такую сеть школ, какие перспективы? Молодежь ценит карьерные треки, доступ к обучению и наставничеству. Важно предложить преподавателям возможность развиваться в компании — повышать свой рейтинг, становиться старшими преподавателями, вводить в курс дела новичков.
Например, в одной из школ самые активные могли бы стать наставниками и участвовать в разработке образовательных программ — это полезный опыт, который пригодится в будущем.

Преподаватели-студенты ценят возможность совмещать работу и учебу, — продолжает эксперт. Предложите им гибкий график, минимизируйте бумажную волокиту и разрешите иногда работать удаленно.
Что можно сделать уже сегодня-завтра
Напоследок участники штурма напомнили про самый простой и очевидный шаг: спросите у самих студентов, чего им не хватает, что вы можете дать им как работодатель. Например, запустите анонимные опросники и узнайте из первых рук, какие проблемы реально существуют внутри вашей компании.
Благодарим за участие! Уверены, статья будет полезна и автору запроса, и всем, в чьих проектах работают студенты.
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы