Сторителлинг как способ выделиться среди конкурентов
Научитесь рассказывать яркие истории на собеседовании — работодателям нравится такой подход. Только не перестарайтесь, а то получите обратный эффект. Как освоить сторителлинг и получить преимущество на рынке труда — узнаете из статьи.
Осторожно: текст битком набит историями, кейсами и примерами из жизни.
Как это называется по-русски
Сторителлинг буквально переводится с английского как «рассказывание историй». Самые близкие синонимы в русском языке — сказительство, повествование. Метод сторителлинга популярен во многих сферах: образовании, бизнесе, маркетинге, публичных выступлениях — везде, где нужно наглядно и ярко донести до людей информацию.
Суть метода проста: подкрепить основную мысль запоминающейся историей или случаем из жизни. Не будем далеко ходить за примерами — наш блог наполнен сторителлингом до краев, каждую тему стараемся раскрыть через чей-то личный опыт. Есть даже специальная рубрика — «Человек дела», в ней хранятся десятки уникальных историй о работе и карьере.
Что говорят работодатели
Спросили у восьми независимых экспертов про их отношение к сторителлингу в контексте собеседования и получили однозначные «за». Чем же метод так нравится нанимающей стороне:
Я часто сам прошу на собеседовании рассказать какую-нибудь историю — например, об успехе, о сложном решении, которое пришлось принять, или о провале. Такие истории говорят о кандидате больше, чем целый лист ответов на стандартные вопросы.
Сторителлинг позволяет выделить достижения и опыт и показать личные качества, умение креативно мыслить и устанавливать эмоциональную связь с аудиторией. Это особенно ценно в мире, где стандартные резюме часто затмевают друг друга своей однотипностью.
Хорошо подобранная и структурированная история с реальными примерами поможет запомниться и выделиться среди остальных кандидатов. Сторителлинг особенно уместен в маркетинге и пиаре.
Во-первых, это возможность продемонстрировать связность речи, грамотность — для многих позиций просто необходимый навык. Во-вторых, это шанс проявить креативность, умение нестандартно мыслить. А еще это способ показать эмоции, ведь живой рассказ может увлечь даже самого «сухого» рекрутера.
Умение превратить любой факт своей профессиональной биографии в увлекательный рассказ по законам драматургии — это признак широкого образования, кругозора, мышления и развитой коммуникации. Я с большим интересом отношусь к такой возможности оценить творческие способности, словарный запас и ораторское мастерство кандидата, — делится Ирина Лялина, эксперт Moscow Business School в области HR, бизнес-тренер, член Национального союза кадровиков.
Отличный инструмент, чтобы о грамотно презентовать свой бэкграунд, верно расставить акценты, рассказать о ключевых достижениях и сфокусировать внимание на релевантном опыте. Убеждена, что story метод подходит не только для представителей творческих специальностей — даже кандидатам на управленческие позиции стоит обратить на него внимание.
Особенно ценно, когда рассказ кандидата органично переплетается с его профессиональным опытом и навыками. Ведь информацию, поданную через истории, мы воспринимаем на более глубоком уровне, чем простые сухие факты или цифры, — добавляет Наталья Антропова, HR и бизнес-партнер компании «Сибирский Банный Чан».
А вот с сопроводительным письмом не все так однозначно. Некоторые эксперты уверены, что сторителлинг в этом случае бесполезен, даже пойдет во вред соискателю. Например, профориентолог Виктория Вирта считает, что рассказывать истории в резюме или сопроводительном письме — значит гарантированно оттолкнуть работодателя:
HR-специалисты и рекрутеры очень ценят свое время, им приходится ежедневно отсматривать огромное количество заявок, а лишние подробности только отвлекают. Возможно, такое резюме сразу же отправится в отказ.
Максим Оганов тоже считает, что сторителлинг лучше приберечь для собеседования, но отмечает два исключения. Первое — сопроводительное письмо на должность райтера или другого специалиста, имеющего дело с текстами. Если описать кейс или историю, HR сразу оценит стиль и грамотность, увидит, владеет ли человек словом. Второе исключение — если в требованиях вакансии указано свободное владение иностранным языком. Тогда кандидат может показать свой навык и заработать «плюсиков» еще до интервью.
Переходим к конкретным советам — как правильно готовить и рассказывать истории на собеседовании.
Пять правил качественного сторителлинга
При любом раскладе главное, чтобы история была релевантна вакансии. Никому не интересно, как вы вырастили самую большую тыкву в РФ, если претендуете на позицию бухгалтера. Запомните базовые принципы хорошего сторителлинга.
Не врать
Когда человек лжет, это сразу заметно — вызывает отторжение, и нам с таким кандидатом не по пути.
В практике эксперта был пример, когда кандидата попросили рассказать историю, но она была очень общей, без конкретики. Когда стали уточнять детали и цифры, соискатель долго мялся, а потом признался, что не может этого сделать. Оказалось, историю он прочел на каком-то обучающем сайте и выдал за свою.
Не лить «воду»
Сторителлинг не должен скатываться в пустое краснобайство. Если история не зацепила в первые 30 секунд, нет смысла продолжать. А «цеплять» нужно конкретикой — результатами. Не перегружайте рассказ эмоциями, они затмевают суть.
Рассказ должен включать примеры конкретных проектов, подчеркивающих ваши навыки и успехи. Выберите одну-две яркие ситуации, наиболее релевантные для желаемой должности. Хорошая история должна быть краткой, структурированной и иметь начало, развитие и конец.
Ирина Лялина вспомнила случай, когда кандидат был настолько уверен в себе, что даже не удосужился изучить технологию сторителлинга. Он был убежден, что непрерывный пересказ биографии — начиная с младших классов — и есть сторителлинг.
Избегать «глянца»
Слишком гладкие и «прилизанные» истории, где вы — безупречный рыцарь на белом коне, вызовут только подозрения. Расскажите и об ошибках, потому что они могут показать ваши сильные стороны даже больше, чем удачи, — советует Максим Оганов.
Лариса Богданова рекомендует строить речь в соответствии со структурными элементами сюжета: завязка, развитие, кульминация и развязка. Вы — в роли главного героя, роль отрицательных персонажей могут сыграть негативные факторы внешней среды. Не забудьте добавить некую изюминку, конфликт, неожиданный поворот событий.
Хорошо отрепетировать
Профессиональные спикеры всегда готовятся к выступлениям, оттачивают речь, заучивают удачные формулировки. Кандидату тоже нужно быть во всеоружии. Составьте план истории, порепетируйте перед зеркалом, снимите себя на видео и пересмотрите. Повторяйте, пока речь не будет литься легко и непринужденно. Полезно устроить «тест-драйв» — рассказать историю кому-то из друзей или близких, узнать, чего не хватает или что было лишним.
Примеры из жизни
Было бы странно писать о сторителлинге и не проиллюстрировать тему реальными историями. Вот и они.
Случай #1
В агентство Максима Оганова не так давно взяли нового менеджера по работе с клиентами. На собеседовании девушка очаровала всех рассказом о том, как справилась со сложной ситуацией. У нее на прошлой работе был непростой клиент — любитель предъявлять претензии, и она сумела очень корректно их отработать. Кандидатка рассказала, как поняла, что человек — не манипулятор, что он действительно нуждается в помощи, только не может этого выразить. Проявив сочувствие, менеджер дала клиенту понять, что она на его стороне, а он начал ее слушать, и в итоге стал очень лояльным, даже прислал в офис фрукты в качестве извинения. Эта короткая, но емко изложенная история сильно повлияла на выбор работодателя.
Случай #2
В компании Айгуль Билык сторителлингом отличился кандидат, который раньше не имел отношения к IT-сфере, но очень хотел попробовать себя в ней. Его козырем была стрессоустойчивость и многозадачность, так как на прошлом месте работы он решал огромное количество вопросов, в том числе и организационных. Все факты были подобраны таким образом, что убедили нанимающего менеджера дать шанс соискателю. И, как оказалось, не зря.
Случай #3
Команда Ларисы Богдановой искала менеджера по продажам сложного технического продукта для производственного предприятия. Одно из ключевых требований — отличные коммуникативные и презентационные навыки.
Собеседование. Рекрутер просит рассказать о самых сложных переговорах в карьере. Первый кандидат начинает мямлить: «Ну-у, что вам такого рассказать? Переговоров много было, уже всего и не вспомнишь». Второй претендент строит логически структурированный ответ в жанре сторителлинга:
«У меня было много ярких переговоров, но особо запомнился один случай. Произошел он 2 года назад, я работал сейлзом в компании по производству и продажам промышленного оборудования. Заказчики — топовые промышленные заводы, средний чек проектов составлял 2+ млн. рублей. Помню, нашел выход на крупное предприятие, зайти на которое казалось невозможным: компания славилась своим грозным менеджментом, переговоры длились по несколько лет и не давали результата.
Тем не менее, договорился о встрече, подготовил презентацию. Нужно было привлечь этого «крепкого орешка» к нам и заключить контракт. День икс, встреча в офисе заказчика, ожидаем сбора всех участников. Заходит секретарь с чашкой кофе — и случайно проливает напиток на стол, где лежит моя флешка с презентацией! В кабинете гробовая тишина.
Хорошо, что я заблаговременно скопировал файл в телефон, чтобы перед встречей повторить основные тезисы. «Кофе проливается к счастью! Коллеги, ничего страшного, сейчас все оперативно настроим», — сказал я уверенным тоном, хотя внутри все сжималось от стресса. Понимая, что второго шанса просто не будет и отступать некуда, я быстро перекидываю презентацию с телефона на облако и включаю показ на общем экране за секунду до появления генерального директора.
В итоге переговоры состоялись и прошли на таком эмоциональном подъеме, что в конце концов мы подписали договор, компания стала нашим якорным заказчиком и дала прирост продаж на 25%».
Угадайте, кого взяли на работу? 😉