Елена с детства мечтала создавать комиксы, но вместо этого ей пришлось выучиться на дизайнера одежды. Спустя несколько лет наша героиня все-таки вернулась к своему призванию. Путь оказался долгим и сложным, но это только начало!
Памфлеты про одноклассников и портреты за еду
Я рисую комиксы примерно с 12 лет – сначала это были «памфлеты» про моих одноклассников. Так я защищалась от буллинга: «Ты лучше меня не зли, а то я тебя нарисую, и все это увидят».
Родители мое увлечение не поддерживали и хотели, чтобы я нашла более практичное применение художественным способностям. В те времена (лет 10 назад) индустрия комиксов в России была совсем неразвитой. Поэтому мама помогла мне найти государственный колледж, а потом и институт, где я вычилась на дизайнера одежды.
После этого я перебралась в Милан, где находила разную работу около своей специальности. Параллельно брала заказы на иллюстрации и портреты.
В тяжелые времена рисовала даже за еду – как оказалось, в Италии художник голодным не бывает. Честно говоря, такой способ «пропитания» мне нравился гораздо больше, чем работа в индустрии моды.
Я стала ходить на презентации графических новелл и от их авторов выяснила, что можно хорошо жить, если рисовать комиксы, иллюстрации в детские книги. Условие одно – надо быть очень упрямым и настойчивым.
Быть самоучкой – не повод для гордости
Со временем я полностью перешла на фриланс, но быстро уперлась в потолок: нарисовать-то я могу что угодно, а вот выстроить из этого целый проект сложно. Казалось, что существует какой-то непостижимый секрет организации творческого процесса (на самом деле, так и есть). Еще мне не нравились идеи, с которыми приходили заказчики. Может быть, потому что они были не мои. Я решила, что нужно что-то менять.
Как-то раз я пошла на выставку детских книг в Болонье и там показывала свои работы издателям. Все как один спрашивали: какие курсы вы закончили? А я гордо отвечала: «Я – самоучка! Я сама до этого додумалась». Как позже оказалось, гордиться здесь нечем.
Я боялась идти в школу комикса и детской книги в Италии. Во-первых, опасалась профессионального выгорания от ежедневных занятий 3–6 лет. Во-вторых, мне не хотелось заново проходить основу. А в-третьих, уровень итальянского у меня был слабым.
Как раз шел 2020 год, мировая самоизоляция и бум всевозможных онлайн-курсов. Невозможно было листать ленту соцсетей – через каждый пост реклама нового курса. Я давно была подписана на новости фестиваля «Азбука Морса», но не знала, что при нем тоже есть онлайн-курсы, пока не увидела анонс. Это был курс «Рисуем комикс про себя» от художницы Лены Четверик, выпускницы БВШД (Британская высшая школа дизайна). Я о ней ничего не знала, но мне понравились ее зины (прим. ред. сокращение от англ. magazine – самиздат-журнал . И я подумала: хочу так.
Курс длился около 2-х месяцев летом, стоил 11 тысяч рублей, по итогам – готовый комикс на руках.
Во время учебы поняла, почему у меня всегда наступал ступор, когда делала раскадровки и первые три иллюстрации. Оказывается, даже профессионалы испытывают некоторую тревожность на данном этапе (а я-то по юности думала, что работа мечты – это когда все-все идет гладко). Научилась с этим справляться.
После курса у меня действительно был готовый комикс, но он получился слишком личным, чтобы его где-либо выставлять – я описала свой выход из абъюзивных отношений.
От свадебных приглашений к детским книгам
Я нашла применение знаниям почти сразу. Следующий иллюстраторский заказ, приглашения на свадьбу, я сделала в виде комикса, где в шуточном тоне описала историю знакомства жениха и невесты. Заказчики и гости свадьбы были в восторге, потому что никогда не видели ничего подобного.
Через некоторое время мне попался на глаза следующий курс «Азбуки Морса», но уже в блоге художницы-преподавателя Эи Мордяковой (другой выпускницы БВШД). Он назывался «Книжка-картинка».
На этом курсе я поняла, почему издатели так косо смотрели на мое портфолио. Они сразу видят, разбирается художник в иллюстрации или нет. Даже строить портфолио нужно по определенной схеме, которой учат только на курсах – это такое профессиональное знание, которое не найдешь на YouTube.
Создавать детские книжки оказалось еще сложнее, чем комиксы, требования к качеству намного выше. Каждый работает в своем темпе: кому-то удалось сделать целую книгу на курсе, а я свою дорабатываю до сих пор. Меня теперь греет мысль, что знаю, по каким критериям жюри оценивают книги на фестивалях, я больше не работаю с установкой: «надеюсь, прокатит, вдруг кому-то понравится».
Сценарное мастерство
После этих курсов я почувствовала себя готовой создать свой серийный комикс, который назвала «Разочарованные» (ит. «Le Deluse»). В принципе, это тот же самый школьный «памфлет», но на профессиональном уровне. Даже редактор отметил, что персонажи, которых я создала на основе неприятных мне людей, оказались живыми и интересными.
Я захотела научиться хорошо писать сценарии. Прочитала много книг на эту тему, но написать что-то достаточно интересное не получалось. Снова пошла на курсы: теперь это были литературные марафоны от «ЛитБэнд». Проходила марафоны по комедии, сценариям и острому сюжету.
Настолько увлеклась разработкой сценариев, что решила отдать первый выпуск «Разочарованных» на отрисовку другому иллюстратору – Анастасии Янченко. Когда выбирала иллюстратора, почувствовала себя тем самым издателем, который «все видит». Действительно, если смотреть сайты фрилансеров, очень мало кто умеет профессионально составлять портфолио и работать с раскадровкой, а те, кто умеет, уже заняты на серьезных проектах.
Монетизация творчества
Когда первый выпуск «Разочарованных» (ит. «Le Deluse») был готов и переведен, я сразу начала на нем зарабатывать. Ходила по европейским книжным мероприятиям и комик-конам, знакомила с проектом тех, кто заинтересован в данной теме. Тем, кто был не готов к покупке, давала «приманку» – бесплатный образец с ознакомительным фрагментом, чтобы они вернулись за целым выпуском.
Я никогда не была хорошим продавцом, но продавать и продвигать собственный проект оказалось приятнее, чем думала. Также теперь провожу переговоры с небольшими магазинами комиксов. В них можно продавать, минуя издательства (конкретно для этого проекта я вижу больше минусов в работе с издательствами).
И напоследок всем, кто вдохновился моей историей и тоже решил, что он художник, добавлю ложку дегтя😜
Творческая карьера требует полной отдачи. Либо ты с ней в горе и в радости, богатстве и бедности, болезни и здравии (при этом никто тебе не гарантирует стабильный успех и заработок), либо не лезть, а поискать себя в более стабильных профессиях.
Благодарим Елену за интересный рассказ. Задумывались когда-то о творческой карьере?
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы