Оксана Кирилюк — специалист по международным отношениям, а работает она кузнецом. Женщина 15 лет держит в руках тяжеленный молот, радуется трудным задачам и искренне любит свою работу.
Родители: профессия должна быть денежной
Если ты художник, то сам выбираешь, как лучше выразить образы. Кто-то выбирает кисть, кто-то глину, я нашла себя в металле.
В детстве меня привлекали ботаника и зоология. Хотела стать ученым-исследователем, изучать дальние страны и новые формы жизни. В старшей школе мечтала поступить в академию искусств, потому что любила рисовать, или пойти на лингвиста, переводить научную литературу.
Но семья решила иначе. Мне сказали, что переводить книги и рисовать можно в свободное время. А профессия должна быть денежной и востребованной. Так я стала специалистом по международным отношениям, училась в Белоруссии.
В кузницу привела любовь к лошадям
Возможно, я бы до сих пор работала по специальности, если бы 22 года назад у меня не появилась первая лошадь. Выкупила беременную кобылу, которую владельцы спортшколы продавали на мясо. Арендовала стойло в конюшне, хотела, чтобы там было светло и комфортно. Для благоустройства понадобился допуск к оборудованию. Пошла осваивать электрогазосварку, чтобы его получить.
Проходила практику в вагонном депо, там была кузница. С первых секунд почувствовала, что это мое место! Я бы сказала, будто струны души завибрировали. Если вы испытывали подобное, поймете меня. В такие моменты жизнь делится на «до» и «после». На следующий день у меня в руках уже был советский учебник для кузнеца ручной ковки, и я основательно взялась за матчасть.
На кузнице депо впервые подняла молот, познакомилась с инструментами и технологиями. Училась у местного кузнеца. Затем попала на работу в мастерскую художественной ковки «Арт-кузница». Начала с несложных заданий, через два месяца получила первый личный заказ.
Техника безопасности — самое сложное
Чтобы стать хорошим кузнецом, важны художественные навыки, физическая форма, технический склад ума, умение концентрировать внимание без напряжения. Все это у меня было. Самым сложным на практике стала техника безопасности. К сожалению, не обходилось без травм и ожогов.
Кузница — травмоопасное место. Важно оперативно анализировать информацию, которая поступает от всех органов чувств, чтобы быстро находить решение в аварийной ситуации. Это напоминает состояние пилота в кабине самолета, когда нужно отслеживать множество датчиков на приборной доске.
Я дружила с коллегами, они делились знаниями и навыками, но в паре со мной не работали: не верили, что хрупкая девушка сможет ковать быстро и качественно, а оплата была сдельной. Тогда я об этом вообще не задумывалась, возилась с заказами в одиночестве. В итоге глубоко освоила проектировку, изготовление и монтаж изделий.
Эту работу надо любить. Она очень вредная, тяжелая и грязная. Страдают кожа, легкие и ЖКТ. Быстро садится зрение. И если радость и удовольствие от процесса и результата не перекрывают дискомфорт, то развиться в деле художественной ковки будет сложно.
Считаю, что в любой работе важно вдохновение. Когда я освоила технологии ковки, поняла, что сумею воплотить любую фантазию. От мысли «я все могу» буквально появились крылья за спиной!
У меня нет понятия рабочего времени
В 2012 году «Арт-кузница» закрылась. Я открыла собственную мастерскую «Медвежий угол» в белорусском городе Молодечно. Первые пять лет арендовала помещение, потом построила свое. Сейчас у меня живут пять лошадей, они не отрабатывают содержание: никакого проката и спорта. Часто наблюдают, как я работаю. На арендуемой кузнице животные могли стоять рядом с горном (прим. ред: печь для накаливания и переплавки металлов), глядеть в огонь. Новое помещение поменьше, лошади по привычке часами стоят в дверях, наблюдают или дремлют, просовывают головы в кузницу.
У меня, как у любого художника, нет понятия рабочего времени. Могу работать двое-трое суток напролет без сна и почти без еды, когда хочу скорее увидеть конечный результат. На одном заказе установила личный рекорд: семь дней в кузнице с одним 8-часовым и одним 3-часовым перерывом на сон. Тогда и заказ горел по срокам, и изделие мне очень нравилось. Это были ворота для частного дома. Кстати, единственный заказ, который мне хотелось бы выкупить😊.
Обычно я горю и живу изделием, пока оно в процессе изготовления, но легко расстаюсь с ним после. С воротами было по-другому: мне тогда еще не смонтировали пневматический молот, который сильно облегчает работу. Всю массивную ковку делала вручную, а это три недели работы 9-килограммовой кувалдой по 7–8 часов в день. Эскиз тоже дался сложно. Думаю, поэтому так прикипела к изделию.
Испытываю дрожь от удовольствия
Работаю с любыми заказами, но больше всего люблю крупные вещи. Они требуют сложных решений, а решать задачи мне нравится с детства. Надо продумать, как сделать тот или иной элемент, изобрести приспособления и дополнительные конструкции. Мозг работает, учится до конца жизни.
Когда отдаю сложную работу, испытываю внутреннюю дрожь от удовольствия: размеры совпали, диагонали идеальные, линия «живет и дышит», выглядит все лучше, чем на бумаге и в мыслях.
Мне нравится оставлять в работах маленькие весточки о событиях, которые в это время происходят в мире. Клиенты не знают. В одном заказе навсегда остался горящий Нотр-Дам: округлые линии частично заменила на стрельчатые, а завитки стали похожи на клубы дыма. В другом заказе запечатлела посадку марсохода на грунт. Добавила незапланированные бугристые рытвины на гладких поверхностях.
Особый вид удовольствия — работа у горна. Когда огонь, опасная и неконтролируемая стихия, решает твои задачи. В такие моменты осознаю, что вытащила в этом мире джекпот: возможность изучать и понимать устройство мира, соприкасаться с волшебством законов физики вокруг себя. А еще — создавать, творить, радоваться. Считаю, что это лучший perpetuum mobile (прим. ред.: вечный двигатель), чтобы двигаться вперед😊.
Как вы относитесь к женщинам в типично мужских профессиях?
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы