Мы вам обязательно перезвоним! Или нет… Что раздражает кандидатов и как хороший рекрутер может им помочь?
Поиски работы — это почти всегда большой стресс. Когда процесс доходит непосредственно до собеседования с рекрутером, соискатели часто раз за разом натыкаются на одни и те же подводные камни. Так, классическая фраза «мы вам перезвоним», услышанная в пятый раз за месяц, поневоле доведет любого человека до точки кипения. Подобных, казалось бы, стандартных трудностей при собеседовании достаточно много. Опытный рекрутер может предотвратить их, но зачастую кандидату нужно действовать своими силами, то есть задавать правильные вопросы.
«В случае успеха мы вам перезвоним»
Начнем с классики. Эта фраза уже стала анекдотом и без сомнения является самым мощным раздражающим фактором на собеседовании. Многие HR-специалисты уже давно отказались от её использования, но в некоторых случаях избежать этой фразы просто невозможно. Например, при массовом наборе кандидатов и десятках интервью в день. В данной ситуации важно, чтобы рекрутер объяснил причины такого подхода и четко обозначил сроки ожидания обратной связи — это поможет сгладить острые углы.
При этом, соискателям важно помнить, что даже при четко обозначенных датах что-то всегда может пойти не так. Если вы не получили ответа в обговоренные срок, не стесняйтесь и свяжитесь с рекрутером самостоятельно. Проактивность и инициатива — очень важные качества для любой компании. В лучшем случае вы сможете выделить себя на фоне остальных кандидатов, в худшем — сможете получить полезное обоснование отказа. Это поможет вам еще лучше подготовиться к интервью в других компаниях.
Затерянный офис
Из-за (или благодаря) пандемии первое знакомство рекрутера с кандидатом сейчас чаще всего проходит онлайн. Тем сильнее может быть негодование соискателя, если при первом визите в офис компании на второе, а то и третье собеседование, возникают непредвиденные проблемы с поиском правильного подъезда или парковочного места.
Это действительно не редкость, особенно в больших городах. Опытному рекрутеру очень важно уметь увидеть привычный для себя путь на работу глазами человека, который едет туда в первый раз. Чем больше полезной информации вы сможете предоставить соискателю, тем лучше. Узнайте, каким образом человек будет добираться до вашего офиса и расскажите ему о том, сколько времени нужно заложить. Если ваш офис находится на территории больших кластеров, или любому «чужаку» придется долго стоять на проходной и оформлять пропуск — обязательно заранее расскажите об этом. Для особо трудных маршрутов можно составить подробную инструкцию и приложить к ней фотографии или записать видео.
Кандидатам же перед поездкой в офис стоит заранее распланировать маршрут, посмотреть на нужный подъезд на онлайн-картах и заранее задать любые, даже самые тривиальные вопросы. Лучше приехать на 15 минут раньше времени, чем опоздать и в поте лица искать нужный кабинет.
«А какая вилка?»
Переговоры о зарплате — один из самых нелюбимых для соискателей моментов. Дополнительную головную боль добавляют вакансии, где зарплатная вилка не указана в принципе. Фраза «З/П по результатам собеседования» в принципе является красным флагом для многих кандидатов.
Конечно, в идеальном мире хотя бы примерную зарплату нужно указывать в описании вакансии. Но что делать рекрутеру, если нужно найти работника на абсолютно новую вакансию? В таком случае лучше всего при первом же знакомстве с кандидатом напрямую задать вопрос о зарплатных ожиданиях и честно ответить на вопрос, сможет ли компания обеспечить желаемый оклад в случае успешного прохождения всех стадий собеседования. Чем раньше этот момент будет обговорен, тем лучше.
Соискателям же в таком случае важно в очередной раз проявить проактивность. Сообщить о своих зарплатных ожиданиях можно в сопроводительном письме или при первом же личном контакте с рекрутером. Это поможет сэкономить время обеих сторон.
Нет ответа
Соискателям часто приходится сталкиваться с подобными случаями: увидел идеальную вакансию, отправил идеальное резюме, написал сопроводительное письмо, а в ответ — тишина. Есть и более неприятный вариант: прошел собеседование, обещали перезвонить, в итоге не перезвонили, но вакансию сняли. Казалось бы — не судьба. Но через какое-то время вакансия снова активна. Что происходит?
Вариантов ответа на этот вопрос — масса, и далеко не всегда в этих событиях виноваты рекрутеры. Бывает так, что работодатели корректируют свои требования. Или в компании перестраиваются процессы и поиск кандидатов встает на паузу. Так или иначе, ответить хоть что-то лучше, чем полностью проигнорировать заявку. Даже простая отписка с объяснением причин будет воспринята гораздо лучше, чем полная тишина.
В этой ситуации соискатели могут действовать исходя из своих потребностей и стремлений. Если от компании долгое время нет ответа, то, возможно, стоит задуматься: а хотите ли вы вообще там работать? Если же компания и вакансия кажутся вам идеальными — не оставляйте попыток достучаться. Нет ничего плохого в том, чтобы периодически напоминать о себе и уточнять статус вашей заявки. Кроме того, если вы твердо намерены работать именно в этой компании, вы всегда можете попробовать достучаться до нее через менее традиционные каналы связи, например социальные сети или общие почтовые ящики разных отделов. Эта стратегия — беспроигрышная. В худшем случае вам просто не ответят, в лучшем — оценят вашу настойчивость и найдут способ познакомиться с вами поближе.
__
Расскажите, что сильнее всего раздражает вас в процессе найма на работу? Как вы предотвращаете возникновение неприятных ситуаций?