На работе я творю волшебство: чем занимается режиссер спортивных трансляций
Меня зовут Ольга Арисова, я работаю режиссером прямых трансляций автоспорта. Рассказываю, кому и почему подойдет эта профессия, и почему мои коллеги — супергерои.
Как говорится, случайности не случайны! Практически все, чем я занималась раньше: получала актерское образование в ГИТИСе, затем бизнес степень MBA, училась на курсах фотографии, снималась в кино, занималась видеографией и соцсетями… в один прекрасный момент соединилось в мою новую любимую профессию — режиссер прямых трансляций.
В 2021 году, моему мужу, известному симрейсеру (пилоту автосимуляторов - прим. ред.) и блогеру, предложили организовывать прямые трансляции автоспортивных соревнований, поскольку он транслировал гонки во время самоизоляции. Так появился наш продакшн PRORACETV. Я за короткое время попробовала себя в разных профессиях: от SMMщика и администратора до видеооператора, пока муж не доверил мне режиссерский пульт!
Было очень волнительно, не все получалось с первого раза, но мне безумно понравилось собирать, как пазл, историю гонки — мы снимали картинг, чтобы в итоге получился логичный и динамичный сюжет. А уж когда после первого режиссерского рабочего дня я получила хвалебные отзывы от зрителей и профессиональных операторов, поняла, что оказалась на своем месте.
Чтобы разобраться в специфике работы, пошла на курсы повышения квалификации. По совету знакомого выбрала «Учебный центр кино и телевидения» в Москве, училась онлайн по специальности «режиссура монтажа кино и телепроектов». Затем очно обучилась в компании Electronic Mushroom на «режиссера unreal», то есть режиссера трансляций киберспортивных соревнований.
Как проходят трансляции
Внутренняя кухня прямых трансляций — сложный процесс, где задействованы операторы, техники, специалисты по графике. Команда должна мгновенно реагировать на события, переключаться между камерами и добавлять графику с данными. Важно заранее подготовиться: изучить трассу, расставить и настроить оборудование.
Обычно команда состоит из 10 человек: муж — руководитель, он же техник, он же комментатор, он же генеральный продюсер, я — режиссер трансляции, администратор, SMMщик, PR-специалист, журналист, в зависимости от сложности проекта, и 3–7 операторов.
За сутки до гонки монтируем оборудование и готовим технику, пишем и постим анонсы, создаем графику и обложки, приветственный текст для комментатора, расписание.
За несколько часов до трансляции проводим брифинг с операторами, расставляем их по точкам, проверяем оборудование, проводим инструктаж по технике безопасности. Устанавливаем камеры с расчетом полного обзора и лучших точек видимости опасных моментов. Безопасность сотрудников — наш приоритет. Все получают сигнальные жилеты, воду, крем от загара, кепки от солнца, чтобы работа была безопасной и комфортной.
За час до события подключаемся к стриминговым сервисам, проверяем оборудование, репетируем с операторами, готовим документы для комментатора.
Хороший режиссер должен разбираться в том, что снимает
Если это спорт, важно ориентироваться в правилах и регламентах, знать сленг спортсменов. Чем глубже погружен в тему, тем легче понимать происходящее и предугадывать события.
Все приходит с опытом, помню, три года назад, на первых съемках картинга, я даже не знала, что такое «борьба пилотов», а теперь могу предсказать возможные вылеты, обгоны и другие интересные моменты на трассе в зависимости от класса пилота и погодных условий.
Операторы — мои «глаза» на трассе, поэтому важно, чтобы и они знали правила гонок. На картинге, например, мы перед эфиром повторяем цвета флагов, чтобы все без лишних слов быстро понимали, что происходит.
Каждая гонка — неповторимая история, которая рождается у меня в голове
Во время трансляции я собираю и обрабатываю информацию со всех работающих камер, обычно это 4 источника и 6 экранов, вывожу в эфир нужную картинку, ставлю задачи операторам, добавляю заставки, обложки, музыку, записываю эфир. Руководствуюсь простым принципом: показываю то, что сама хотела бы увидеть, как зритель.
С помощью камер рассказываю историю, веду сюжетную линию, направляю операторов по сценарию, который складывается у меня в голове. Зачастую коллеги сами предлагают ракурсы, мгновенно реагируют на изменения. Я слушаю, что говорит комментатор, и даю задание операторам проиллюстрировать слова, например, показать нужного пилота, или наоборот, толкаю комментатора «локтем в бок», показывая на мониторе борьбу пилотов и говорю номера машин.
В нашей работе важны усидчивость, насмотренность и быстрота реакции. А еще — постоянная концентрация внимания, это самое сложное. Если в трансляции ивентов или конференций иногда можно расслабиться, то в картинге ты всегда предельно собран: нужно следить за гонкой, слушать команды руководителя, давать задания операторам, быстро менять камеры и планы, не пропустить финиш, не перепутать в быстроте действий кнопки.
Близкие шутят, что моя работа — просто кнопочки нажимать, но для того, чтобы нажать эту кнопочку в правильном месте и в правильное время, нужно, как Доктор Стрэндж, прокрутить в голове десятки вариантов развития событий.
В эфире может произойти что угодно
Как говорит один мой коллега-режиссер: «без косяков бывает только запись!». Однажды на прямой трансляции соревнований по картингу в Сочи во всем городе вырубилось электричество, зимой это обычное явление. Гонки не остановили, результаты считали по-старинке с помощью секундомеров. Самое смешное, что за тот час, пока чинили коммуникации, наша трансляция не прервалась ни на минуту, — хватило заряда рабочего ноутбука!
В другой раз на трассу картинга выбежала собака… Гонку, естественно, остановили — это опасно и для животного, и для пилотов. А фотограф взял собаку на руки и вынес за пределы трассы. Мы показали все это в прямом эфире с озвучкой комментатора, момент здорово украсил трансляцию. Позже провели интервью с фотографом и сделали смешной ролик о том, что «некоторые супергерои не носят плащи».
Люблю свою работу за возможность творить сиюминутное волшебство, дарить радость людям, ведь не все родители, родственники, друзья могут присутствовать на соревнованиях, поэтому они смотрят на своих спортсменов моими глазами.
Сейчас наш рабочий график забит до февраля 2026 года, очень жду работу в Сириусе, потому что очень его люблю. Если говорить о планах, то мечтаю снять кино, хотя бы короткометражку. Для этого все есть — техника, контакты, опыт и друзья в сфере. Осталось дело за малым — сценарий и время!