Должен ли бизнес быть «добрым», или Что такое ESG-принципы для компаний
Есть ли сходство между сортировкой мусора, корпоративным обучением и благотворительностью? Удивительно, но все это — части концепции «бизнеса с человеческим лицом». Объясняем, почему социальная и экологическая ответственность — это не только модно, но еще и выгодно.
Что такое ESG
Автор концепции — Кофи Атта Аннан, 7-й генеральный секретарь ООН. В декабре 2004 года он выпустил открытое письмо к руководству крупнейших мировых компаний с заголовком Who Cares Wins («Неравнодушный побеждает»), а в тексте впервые обозначил принципы ESG:
- Environment — забота об окружающей среде, снижение экологического ущерба от промышленности.
- Social — социальная ответственность.
- Corporate Governance — высокое качество корпоративного управления.
Посыл простой — если компания заботится о том, как ее деятельность отражается на обществе и окружающей среде, то в долгосрочной перспективе выигрывает и в коммерческом плане.
Хотя концепция социальной ответственности бизнеса существовала и раньше, это было просто философией. ESG-принципы превратились в стандарты — у компаний появились рейтинги по уровню неравнодушности к обществу и экологии. Концепция новая, а рейтинговых агентств уже сотни по миру, среди них — Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv, но ни одно из них пока не стало «эталоном».
Тем не менее, ESG-рейтинги уже активно используют в инвестициях — банки и частные инвесторы ориентируются на них при решении, выдавать ли деньги бизнесу. Компании с высоким ESG-рейтингом проще привлечь инвестиции или получить кредит. Например, люди охотно инвестируют в «зеленую» энергетику, а вот в тепловую средства привлекать с каждым годом все тяжелее.
Рассмотрим каждый из ESG-принципов подробнее.
Environment — окружающая среда
Первый пункт означает, что компания заботится об экологии.
- Использует экологичные технологии производства и добычи сырья, «зеленые», возобновляемые источники энергии, сокращает вредные выбросы от деятельности, сортирует и перерабатывает отходы.
- Участвует в мероприятиях по поддержке окружающей среды в регионах присутствия, помогает устранять аварии — в том числе через корпоративное волонтерство.
- Ведет просветительскую деятельность об экологии среди сотрудников и населения в целом.
Марина Омельченко, директор по развитию компании ML GROUP:
Мы внедряем технологии, которые снижают нагрузку на окружающую среду. Например, у нас работает уникальная для России система утилизации остаточных паров растворителей. Экономию ресурсов в среднесрочной и долгосрочной перспективе обеспечивает специальный софт PACKZ, который позволяет снизить потребление химических компонентов на производстве.
Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner:
Экологические принципы показывают, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который мы все наносим природе. Это могут быть незначительные вещи. Например, в офисе PR Partner есть контейнер для отработанных батареек, которые отправляем на переработку. Чтобы не выбрасывать каждый день одноразовую посуду, в офисе есть набор посуды, а сотрудники приносят в офис свои кружки.
Андрей Дорофеев, директор по стратегии фармацевтической компании «Алцея»:
Мы регулярно проводим мероприятия о природоохранной деятельности для сотрудников. Поддерживаем принцип офиса эко-френдли: сокращаем неэффективное потребление бумаги, организовали раздельный сбор отходов, сотрудничаем с мусороперерабатывающим заводом. Участвуем в программах посадки деревьев.
Social — социальная ответственность
Компания стремится не только заработать, но при этом сделать лучше жизнь тех, с кем она взаимодействует — сотрудников, клиентов, людей, живущих в регионах ее присутствия. Здесь есть базовые вещи — достойная оплата, комфортные условия труда, качество товаров и услуг. А есть пункты «со звездочкой»:
- Well-being-программы, забота о семьях сотрудников, помощь сотрудникам в сложных жизненных ситуациях.
- Честная конкуренция, сотрудничество с другими игроками рынка.
- Благотворительность и партнерство с некоммерческим сектором.
- Предоставление равных возможностей всем, в том числе, по гендеру.
Анастасия Курникова:
Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, клиентам и партнерам. Бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты. Наш гендиректор Инна Анисимова участвует в социальных проектах. Она спикер Международного благотворительного онлайн-проекта для подростков, в котором бизнесмены, эксперты и звезды шоу-бизнеса делятся знаниями и опытом. Цель проекта — передать необходимые знания для выхода во взрослую жизнь, помочь создать и сохранить крепкие семьи.
Андрей Дорофеев:
«Алцея» стремится увеличивать осведомленность пациентов о заболеваниях, важности их профилактики и своевременной диагностики. Компания регулярно проводит Дни здоровья, например, в День борьбы с раком шейки матки. Приглашаем признанных медицинских экспертов для освещения проблемы, ведем дискуссию о том, как найти ее решение. В ближайшее время планируем запустить программы с лидерами общественного мнения, направленные на стимулирование диагностики и профилактики ряда заболеваний. Еще мы сотрудничаем с благотворительными фондами для адресной поддержки разных категорий граждан.
Марина Омельченко:
Социальная составляющая ESG в нашей компании проявляется в использовании принципов человекоцентричности в управлении персоналом. Это усиленная забота о сотрудниках, организация комфортных условий труда, соблюдение требований социальной ответственности по стандарту URSA*, стопроцентный охват персонала ДМС, спонсирование локальных спортивных соревнований.
*URSA — стандарты ответственного снабжения, разработанные компанией Unilever.
Corporate Governance — корпоративное управление
Стиль управления в компании дает сотрудникам возможность развиваться и способствует здоровой рабочей атмосфере. Процессы прозрачные, каждый сотрудник понимает, какие у него карьерные возможности, как их использовать. Сюда относятся:
- Выстроенная корпоративная культура.
- Развитие персонала — оплата обучения, корпоративные курсы и тренинги.
- Современные и инновационные технологий в управлении, например, геймификация процессов.
- Налаженные коммуникации и обмен обратной связью на всех уровнях — как горизонтальный, так и вертикальный.
Анастасия Курникова:
Мы инвестируем много времени и средств в развитие сотрудников. Регулярно проводим внутреннее обучение. Коллеги обучаются на курсах по маркетингу, тайм-менеджменту, ораторскому мастерству. Наши сотрудники ведут вебинары для своих коллег не реже, чем раз в две недели. Например, неделю назад директор по digital&social media Дамир провел обучение по работе с блогерами и рассказал, как правильно маркировать рекламу по бартеру. А до этого event-менеджер Никита провел часовой вебинар по работе с подрядчиками.
Мы вместе работаем на репутацию — всего агентства и каждого сотрудника. Логика простая: чем эффективнее будем обслуживать клиентов, тем больше заработаем. У сотрудников есть мотивация, потому что у нас прозрачная система премирования. Расти в агентстве реально: от ассистента до руководителя практики за три года — не миф, а правда.
Андрей Дорофеев:
Наша компания консолидировала все основные современные требования комплаенса и систематически внедряла их в рабочий процесс. Мы стремимся использовать взвешенный анализ рисков, изучаем индустриальную практику и апробируем ее для своих кейсов. Стремимся сотрудничать с компаниями, которые разделяют аналогичные принципы как в России, так и за рубежом.
Как принципы ESG сказываются на финансовых показателях
Пока «неравнодушные подходы в деятельности» выглядят как новомодный тренд, но в будущем станут вопросом выживания компаний. Общество все пристальнее следит за «поведением» бизнеса и старается не нести деньги туда, где нарушают трудовые права сотрудников или не соблюдают стандарты экологичности. Про G-составляющую и говорить не стоит — качество управления напрямую связано с бизнес-показателями.
Бизнес, который внедряет ESG-принципы, в первое время сталкивается со снижением финпоказателей. Любые проекты социальной направленности требуют вложений и не подразумевают получение прибыли. В будущем ESG-подход обещает компании более стабильный и постепенно растущий коммерческий успех. Крепнет репутация бренда, повышается лояльность клиентов и партнеров, так как с каждым годом становится все больше людей, которые желают работать только с ESG-ответственным бизнесом, — считает Марина Омельченко.
Прибыль — последнее, о чем стоит думать, когда внедряете ESG в «ДНК бренда», отмечают предприниматели.
Принципы, которым мы следуем, не направлены на прямую коммерческую выгоду. Конечно, мы не благотворительная организация, но в различных решениях учитываем социальную и экологическую ответственность. К слову, при взаимодействии с партнерами мы часто встречаем коллег, которые имеют схожие принципы, а потому нам гораздо легче находить общий язык, — добавляет Андрей Дорофеев.
А иногда концепция ESG органично встраивается в миссию компании.
Андрей Майборода, CEO компании GreenBusiness:
Для моей компании повестка ESG оказалась чем-то вроде «генетического кода». Мы заходили на рынок консалтинга по увеличению продаж с нашим фирменным подходом «продаж с человеческим лицом». Быстро сформулировали свою достаточно «громкую» миссию — содействовать повышению этичности продаж в России. Постоянно общаясь с экспертами по экологии, компания пришла к идее безбумажного офиса и широкому внедрению home office как для снижения углеродного следа, так и временных и финансовых затрат для сотрудников.
В аспекте social мы много лет проводили благотворительные акции для уязвимых и малообеспеченных слоев населения, что давало нам качественный и недорогой PR. Три года назад мы также запустили просветительский подкаст для бизнеса по этичным инструментам и ESG, который собирает целевой трафик при минимальных затратах. Наконец, в аспекте governance мы ведем общественную образовательную деятельность по этичному маркетингу и продажам в партнерстве с институтами развития и другими «пассионарными» компаниями нашего региона. Мы провели более 50 семинаров по этой теме за 10 лет.
Результаты использования ESG для нашей бизнес-модели: минимизация операционных затрат, лояльный замотивированный коллектив, большой пул постоянных партнеров, которые приводят к нам клиентов, часто не требуя вознаграждения, и сильный бренд, который получил признание бизнес-премий и деловых изданий. Считаю, что наш кейс – один из немногих пока в России примеров того, как использование ESG в микробизнесе дает серьезные преимущества, и мы этим гордимся.
Поставьте 🔥, если разделяете принципы ESG в вашей компании.