Я вас запоминать не обязан! Что такое синдром вахтера

Нахамил кассир, придрался охранник, не приняли письмо на почте, потому что через 10 минут обед — так проявляется синдром вахтера. В статье психологи объясняют такое поведение сотрудников и дают советы, как реагировать.

«Маленький человек» в современном мире

Синдром вахтера — агрессивное и хамское поведение человека на невысокой должности в попытке показать свою власть и самоутвердиться. Валерий Гут — кандидат психологических наук, основатель Института адаптивного интеллекта — уверен, что такое поведение может встречаться в самых разных сферах и характерно не только для России.

Вахтером» может оказаться кто угодно: сотрудник регистратуры, который игнорирует собравшуюся очередь, чиновник, который придирается к документам и требует очередную справку, охранник, который не пропускает, потому что «всех запоминать не обязан.

Ситуации разные, но есть и сходства между «вахтерами»:

  • Непрестижная должность с низким социальным статусом
  • Узкий круг обязанностей и ответственности
  • Большой поток людей, с которыми нужно взаимодействовать

Синдром вахтера — это современная версия «маленького человека» из классической литературы. Незаметный для окружающих винтик системы, он уверен, что достоин большего, обижен, озлоблен и глубоко несчастен.

«Маленький человек» деспотичен в своей крошечной зоне власти. Это может быть пункт охраны, регистратура, ресепшн, парковка, почтовое отделение — очень ограниченная территория, на которой сотрудник все знает, контролирует и показывает, кто в доме хозяин, — дополняет наш эксперт, сертифицированный фасилитатор Татьяна Федорова.

У феномена есть еще одно название — синдром стража порога. Когда человек видит, что от его скромной персоны зависит решение вопроса клиента или посетителя, он наслаждается иллюзией власти. Мешает, грубит, сознательно ставит палки в колеса.

Психолог и преподаватель Анастасия Назарова уточняет — синдром вахтера чаще всего встречается в сферах обслуживания, таких как рестораны, магазины, гостиницы, аэропорты, банки и другие места, где сотрудник вынужден общаться с посетителями или клиентами. 

Причины

Стоп, но ведь не все люди в таких ситуациях вредничают и ведут себя по-хамски. Есть отзывчивые и дружелюбные администраторы, охранники, сотрудники бюджетных учреждений. Хватает и нейтрально настроенных — они просто выполняют свою работу, не обращая внимания на посторонних. Откуда берутся озлобленные «вахтеры»?

Психологи выделяют несколько факторов:

  1. Низкая самооценка. Человек использует свои скромные полномочия, чтобы утвердиться за чужой счет и подрасти в собственных глазах.
  2. Недовольство социальным статусом. Все профессии нужны и важны, но для кого-то непрестижная должность становится личной болью, хроническим унижением. Человек уверен, что достоин большего, но по каким-то причинам не ищет другое место.
  3. Желание защититься. Работа в потоке случайных людей — это всегда риск нарваться на грубость или неадекватное поведение. Человек со временем привыкает держать защитную позицию и на всякий случай нападает первым, — поясняет Татьяна Федорова.
  4. Общая неудовлетворенность жизнью. Когда отрицательных эмоций больше, чем положительных, люди впадают в состояние фрустрации. Такой человек хронически раздражен, озлоблен, у него накапливается непроработанная агрессия и осадочная злоба на окружающих. Он не способен контролировать внутреннее напряжение и вынужден срываться на других, — считает Валерий Гут и приводит в пример эпизод из фильма «Большая перемена»:
Уборщица тетя Глаша не знает, что перед ней стоит учитель, и выговаривает Нестору Петровичу: «Двойку, что ли, пришел исправлять? Так тебе и надо. Я б вам только двойки и ставила».

Также синдром вахтера подпитывают психологические установки из семьи, общественные и культурные нормы. Привычка постоянно сравнивать себя с другими, конкурировать за ресурсы, жить в потоке разнообразных «запретить», «не пустить», «ограничить», «наказать» провоцируют такое поведение, — уверен Артем Графов, психолог в интегративном подходе, ментор, экзистенциальный коуч и бизнес-консультант.

Как реагировать на «вахтеров»

Вооружайтесь советами психологов:

  • Не вините себя. Хамство, придирки и высокомерие направлены не лично против вас, это внутренние проблемы человека.
  • Если вынуждены часто общаться с «вахтером», попробуйте смягчить его положение. Например, похвалите его действия, поблагодарите за труд, отметьте какую-нибудь уникальную деталь в его работе.
  • Не вступайте в конфликт, особенно на повышенных тонах. Хамство заразно, поэтому лучше пожалеть такого человека и общаться доброжелательно, спокойно, — советует Валерий Гут. 
  • Взвесьте, что важнее — поставить человека на место и столкнуться с бюрократическими неудобствами или проигнорировать его слова и забыть через пару минут.
  • Постарайтесь уладить конфликт конструктивно. Выражайте мысли ясно, но вежливо. Иногда спокойный и уверенный тон творит чудеса — человек начнет общаться адекватно.
  • Попробуйте обратиться к другому сотруднику или руководителю. 

Если с ужасом замечаете в себе признаки синдрома вахтера — пора что-то менять в жизни. Например, создать резюме на нашем сервисе и найти новую работу. 


Ставьте 🔥, если часто сталкиваетесь с «вахтерами», и они вас сильно раздражают