Что такое проактивность на языке работодателей? Объясняем на примерах
Проактивный сотрудник независим, умеет автономно принимать решения и отвечать за них. Рассказываем, каких еще навыков ждут от вас работодатели. Бонусом — бесплатный онлайн-тест, примеры из жизни и подборка актуальных вакансий для самых проактивных.
Откуда взялся термин
Впервые слово «проактивный» использовал психолог и психиатр Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла», которую написал после концлагеря. Проактивностью Франкл называл возможность человека сохранять внутреннюю свободу выбора в любых обстоятельствах, даже тяжелейших.
В 1989 термин приобрел новый оттенок — Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» вынес проактивность на первое место среди качеств успешного человека. Предлагать новые решения, креативить, оптимизировать и улучшать процессы — это все проактивность. С тех пор термин стали массово использовать в бизнесе, менеджменте, популярных статьях о психологии. Работодатели тоже полюбили словечко, поэтому включают его в описания вакансий.
Есть и антоним — реактивность. Люди с таким типом мышления покорно подчиняются обстоятельствам, не верят в свои силы, не рискуют изменить жизнь, даже если она невыносима.
Реактивный подход: я не смогу это сделать, потому что у меня нет нужной информации.
Проактивный подход: я сделаю это, как только добуду нужную информацию.
Признаки проактивности
Это не навык и не талант, просто тип мышления, склад характера. Не путайте проактивность с трудоголизмом. Она проявляется не только в работе, а во всех сферах жизни. Проактивный человек:
- быстро определяет приоритеты и планирует силы заранее
- принимает независимые решения и готов отвечать за них
- мыслит стратегически, чтобы избежать возможных проблем в будущем
- не ждет у моря погоды, пытается решить проблему самостоятельно
- не боится проявлять инициативу и выбирать нестандартные решения
- контролирует импульсивные реакции
Простой пример из жизни: человеку нужно купить специализированный корм для собаки, но в ближайшем магазине он закончился.
Реактивное поведение — смириться с ситуацией, узнать у продавца, когда будет следующая поставка и купить то, что есть в ассортименте.
Проактивная реакция — позвонить в другие магазины, уточнить наличие корма и заехать за ним. Вариант: поискать на маркетплейсе или в интернет-магазине, заказать доставку. Сделать дома «заначку», чтобы в будущем питомец внезапно не остался без еды.
Ловите бесплатный онлайн-тест на проактивность с профессиональной шкалой оценки 😎
Чего ждут от проактивных соискателей
Во-первых, работодатели хотят, чтобы их будущий сотрудник бросал все силы на решение проблемы, а не придумывал объяснения — почему что-то не получается. Особенно ценят это качество на управленческих должностях — крепкий руководитель не должен пасовать перед обстоятельствами. Например, проактивность указали как обязательное требование в свежих вакансиях:
- Бизнес-ассистент
- Руководитель отдела продаж
- Территориальный менеджер
- Руководитель проектов
- Директор магазина
- Начальник производства
Продажи — еще одна сфера, где любят проактивных кандидатов. Ольга Логиновская, руководитель отдела подбора и адаптации персонала группы компаний «Велком», приводит пример из практики:
Есть два сотрудника, оба занимаются поиском клиентов и продажами B2B. Один и тот же продукт, компания, условия. Только у одного сотрудника почти на треть больше клиентов и отгрузок. Конечно, можно списать это на чистое везение или развитую предпринимательскую жилку. Но на самом деле здесь срабатывает именно проактивность на каждом этапе. Наш успешный продажник с первого контакта активно общается с клиентом, искренне интересуется его продажами, посещает объекты, помогает советами по мерчандайзингу. Заметьте, делает это еще до сделки. В процессе рутинной работы по сопровождению отгрузок проактивный специалист тоже не расслабляется: предлагает на пробу новинки, участвует в клиентских акциях и оказывает другие знаки внимания покупателю. Результат, как говорится, налицо. Коллега этого сотрудника, вроде бы, тоже старается и искренне не понимает, почему успехи скромнее. А секрет прост: он не стремится вместе с клиентом улучшать его продажи — а значит, и свои.
Во-вторых, ждут неравнодушия к своему делу, желания улучшить рабочие процессы, найти новые подходы. Если человеку не все равно, он будет регулярно предлагать позитивные изменения и охотно их внедрять. Необязательно это какие-то революционные инновации — мелкие ситуативные ноу-хау тоже полезны в работе.
У нас скотч для упаковки мешков просто лежал в ячейках между стеллажами, его нужно было искать, трудно было подсчитать остатки. Проактивные сотрудники сами предложили приварить к стеллажам стойки, на которые нанизываются бобины скотча. Теперь они в одном месте, всегда видно остаток и можно вовремя дозаказать партию. Так простое нововведение позволило ускорить процесс обработки и усилить контроль за расходом ТМЦ, — рассказывает Ольга Чернова, HR бизнес-партнер производственного департамента Boxberry.
Проактивные предложения не всегда приносят измеримую пользу, но всегда улучшают процессы. Ольга Чернова еще привела в пример неравнодушного замруководителя терминала из команды Boxberry. Девушка придумала улучшение для маркировочного стола — сделать прорезь, в которую уходит лента, и теперь она не копится бесформенной грудой на полу. Это не сказалось на скорости и качестве маркировки, но эстетически кардинально поменяло рабочее место.
Как развить проактивность
Никаких волшебных суперкурсов, всего три пункта. Но работают они только в комплексе:
- Найти дело, которое вас драйвит
- Пробовать новое и отрабатывать гипотезы
- Смело встречать трудности
Легко сказать, а на практике победить реактивный тип мышления очень трудно:
Когда людям с реактивной позицией пытаешься объяснить, что ситуацию можно изменить, они занимают пассивную роль: “я уже пытался это сделать, но у меня ничего не получилось” или “меня никто не слышит”. Однако проактивность и реактивность могут уживаться и в одном человеке. Тут многое зависит от наставника, непосредственного руководителя, — поясняет Александра Хольман, руководитель направления развития персонала цифрового финансового сервиса Lime.
Да, переборщить с проактивностью — тоже плохо, нужен здоровый баланс. Александра Хольман приводит пример:
У руководителя отдела продаж в подчинении десять менеджеров, которых он хочет “прокачать” до высокого уровня проактивности. Сотрудники действительно будут упорно работать, ответственно подходить к выполнению каждой задачи, приносить результат. Но вместе с тем у них появится больше свободы, а подход задачам кардинально поменяется. Могут возникнуть разногласия с руководителем. Слишком быстрое развитие проактивности иногда приводит к тому, что начальство теряет контроль над подчиненными, а у вторых крепнет позиция “я сам себе начальник, никто мне не указ” — а это прямой путь к конфликтам в коллективе и нарушениям рабочего процесса.
Проактивные читатели уже поставили 👍— а мы уже пошли готовить новую полезную статью.