Меня зовут Александр Балукин. Две недели подряд я встречаю пассажиров на поезде Петербург – Севастополь, а потом еду домой в Череповец развивать свой музыкальный проект. Сейчас расскажу про самое трудное и особенное в профессии проводника.
С детства я мечтал управлять поездом. Помню, по дороге из детского сада всегда махал машинистам, а те здоровались со мной гудком. К сожалению, из-за ограничений по здоровью, машинистом я так и не стал. Выучился на слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Но вместо завода устроился поваром в кафе. Зимой работал на линии раздачи блюд, а летом подрабатывал проводником на поезде Череповец – Адлер. Выбрал это подработку, потому что искал стабильный доход без долгой учебы.
Проводник – это комбо нескольких профессий
Сбылась мечта о поездах, жизнь заиграла новыми красками. Но по началу мне было очень тяжело в рейсах. Как внештатного сотрудника, меня каждый раз ставили в разные бригады, постоянно приходилось подстраиваться под новые правила и условия.
Рад, что не попал в проводники сразу после школы. В эту профессию лучше идти не в 18 лет, а хотя бы в 23 года – потребуются выдержка и тактичность.
Со стороны работа проводника кажется простой: проверил документы, выдал белье, предложил чай. Но мало кто знает специфику изнутри. Например, проводник, как кладовщик отвечает за все имущество в вагоне, как бухгалтер заполняет документы на проданный товар, как механик разбирается в технической части вагона, а еще занимается уборкой. Если пассажир прихватит на память наволочку или полотенце, стоимость вычтут из моей зарплаты.
Будто две жизни
Несмотря на все трудности, летняя работа мне нравилась. Поэтому в 2015 году прошел трехмесячные курсы и устроился в штат коммерческой железнодорожной компании. С тех пор работаю вахтой по 16 дней. В это время я всегда в пути. Затем 16 дней отдыхаю дома.
Все направления моей компании связаны с Крымом. Чаще всего езжу по маршрутам Петербург – Севастополь и Петербург – Евпатория. Я уже закреплен за конкретной бригадой – не нужно гадать, какой начальник поезда попадется в следующем рейсе.
Каждый раз, выезжая из дома в командировку, или с работы домой, чувствую, будто у меня две жизни. И это удивительное чувство! Но бывает сложно адаптироваться после долгих выходных. Чтобы влиться в рабочий режим, нужно сделать хотя бы один полный рейс.
Легко говорю «нет»
До работы на железной дороге я был более зажатым и скромным, профессия проводника меня раскрепостила, научила отстаивать границы. Например, когда кто-то без спроса закуривает на промежуточной станции прямо в открытую дверь, мне нужно выбирать: или я ему строго скажу «нельзя», или начальник поезда сделает мне выговор.
Еще бывает, что пассажиры хотят поболтать, спрашивают, есть ли у меня жена или невеста. По стандартам компании нам запрещено говорить на личные темы, и я научился пресекать эти разговоры.
Командная работа тоже испытание. Обычно в каждом вагоне по два проводника: мы с напарником работаем и отдыхаем по очереди. Для меня самое трудное, когда нет постоянного напарника – коллеги и друга в одном лице. Все люди разные, нужно к каждому найти подход, договориться, чтобы рейс прошел без происшествий: приструнить ленивого, подбодрить новичка.
Кому подойдет работа проводником
Работа в поезде для собранных и ответственных людей. Если захотите поработать проводником, советую сначала изучить должностную инструкцию. Еще важно быть психологом и дипломатом: замечать «проблемных» пассажиров, решать вопросы через диалог. А если попадутся буйные – не пугаться, рассказать о проблеме начальнику поезда и наряду полиции.
Какую карьеру может построить проводник? Можно выучиться на механика, который ремонтирует состав в пути. Или стать начальником поезда, если у вас есть высшее образование. А можно просто повысить разряд и работать на фирменном или международном поезде.
Планы на будущее
Все свободное время я посвящаю своему музыкальному проекту: пишу песни и музыку в стиле современной российской эстрады. Сотрудничаю с продюсерским центром Геннадия Филиппова. Продвигаюсь на сборных мероприятиях для исполнителей. Моя работа на железной дороге меня вдохновляет и заставляет двигаться вперед. Я уверен, что мой творческий путь только начинается и впереди много интересного.
А как ваша мечта детства повлияла на выбор профессии? 😉
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы