Прокачиваем работодателей
и специалистов каждый день

Новости
Советы по работе
Полезно
Работодателям
Работа в команде
Соискателям
Ищу работу
Карьерные советы

Да кто такой этот ваш онбординг? Объясняем простыми словами

Работодателям Ищу сотрудника
Да кто такой этот ваш онбординг? Объясняем простыми словами

Настройте как следует систему адаптации новичков — снизите текучку и получите более вовлеченных людей, которые быстрее начнут полноценно работать. Читайте подробный гайд по онбордингу новых сотрудников и вооружайтесь советами экспертов.

А можно по-русски? Нужно!

Онбординг (англ. onboarding) переводится как адаптация, буквально «посадка на борт». Стоп, а зачем тогда лишнее слово в пару к «адаптации» 🤨 Эксперты — руководители и HR-специалисты — имеют разные мнения на этот счет. Кому-то удобнее считать онбординг отдельным процессом, а кто-то рассматривает его как синоним адаптации:

💡
У этих терминов немного разные значения и цели. Адаптация — история про привыкание к новым условиям работы, обязанностям, коллегам и корпоративной культуре. Онбординг — более широкий процесс знакомства с компанией, от бытовых вопросов до помощи в освоении новых инструментов и навыков, — считает Екатерина Завацкая, практикующий и сертифицированный карьерный консультант, руководитель группы по подбору и развитию персонала.

💡
В моем понимании, онбординг и адаптация одно и то же. Хотя в некоторых источниках его считают начальным этапом адаптации: что-то типа «посадка на борт», первое знакомство, — комментирует Марина Петухова, директор по персоналу компании EKF.

💡
Адаптация — это когда сотрудник привыкает к работе в новой для него компании, на мой взгляд, это нефункциональный термин. Онбординг — это пошаговое (ключевое слово!) введение человека в работу. То есть, знакомство с подходами и принципами компании, с функциональными требованиями. Сюда же относится взаимодействие с соседними отделами, обучение, если требуется, — делится мнением Вениамин Бакалинский, генеральный директор бюро переводов iTrex.

💡
Онбординг — это англоязычный термин для адаптации сотрудников, в современном понимании включает в себя: знакомство сотрудника с организацией, рабочими процессами, людьми, культурой и миссией компании, — считает Андрей Шмидт, учредитель консалтинговой компании с офисами в Германии и России, гендиректор ООО «Шмидт и Шмидт».

Но как ни назови процесс, важен четкий пошаговый план действий — с этим согласны все эксперты.

В чем интерес для компаний проводить онбординг

Грамотно выстроенный онбординг — дорогое удовольствие. Как минимум, нужно разработать поэтапный план, вовлечь непосредственных руководителей, использовать системный подход и метрики, как оценивать результаты. Но прогрессивные работодатели готовы тратить на это ресурсы, потому что знают — все инвестиции окупятся. Онбординг в компании:

  • превращает новичка в лояльного, вовлеченного сотрудника, чья эффективность выше, чем у неадаптированного
  • сокращает кадровую текучку
  • развивает HR-бренд, а значит помогает привлечь и удержать талантливых, перспективных

В некоторых профессиональных сферах полноценное погружение в структурные процессы критично. Вениамин Бакалинский поясняет на примере бюро переводов:

Наша компания изначально выстраивалась с упором на структурированные процессы: собирали и обрабатывали информацию, копили базу знаний. Это, как оказалось, странно и непривычно для большинства специалистов с опытом работы в других компаниях. Люди приходили и не понимали, зачем так заморачиваться, когда можно все быстро сделать “на коленке”. А когда мы приглашали специалистов из крупнейших компаний нашей сферы, шел перекос в другую сторону. Они были слишком сильно “вписаны” в существующие процессы тех больших компаний и с трудом перестраивались на наш подход к работе. Мы много вложили в разработку онбординга — он выгоден в долгосрочной перспективе.

Этапы онбординга

Пошаговую схему обычно разрабатывает HR-специалист вместе с линейным руководителем. План должен включать обучение нового сотрудника, поддержку и контроль по задачам.

Наш эксперт Любовь Любимова, более 12 лет работающая в эйчар-сфере, поясняет — в классической версии адаптация состоит из трех этапов:

  1. Первичное знакомство с компанией, коллегами, процессами. В продвинутых компаниях есть даже пребординг — часть процессов и материалов для знакомства отправляют кандидату сразу после оффера, но до момента выхода на работу.
  2. Углубленное знакомство: сотрудника посвящают в детали, поясняют локальные нюансы.
  3. Погружение — непосредственно адаптация.

Кстати, о пребординге. Эксперты советуют подготовить все необходимые документы и рабочее место для нового сотрудника заранее — тогда в первый рабочий день не будет лишней суеты. Екатерина Завацкая также рекомендует отправить новичку презентацию о компании, добавить его в командные чаты и социальные сети.

Идеально, если в компании разработан план ввода в должность (ПВД) — покажите его новому сотруднику. Так будет легче сориентироваться: «вы находитесь в этой точке».

Марина Петухова, директор по персоналу компании EKF, уточняет, что ПВД обычно состоит из нескольких блоков с установленными сроками:

  • какое обучение пройти
  • какие документы нужно изучить
  • какие задачи выполнить в течение адаптации
  • какие процессы и практики изучить

Все это реализует наставник или линейный руководитель.

Адаптация может длиться от месяца до полугода, в зависимости от должности, роли, обязанностей и степени ответственности нового сотрудника. Испытательный срок в 3 месяца — это как раз средняя температура по больнице.

Типичные проблемы при онбординге

  • Мало информации: с новичком не делятся всеми необходимыми деталями, из-за чего специалист часто допускает в работе ошибки.
  • Трудная адаптация: новичку не удается прижиться в новой рабочей среде, коллективе.
  • Не хватает поддержки от коллег и руководства.
  • Технические трудности: например, что-то не так с настройкой рабочих программ, доступом к ключевым ресурсам.
Серьезной проблемой может стать языковой барьер — если команда работает на нескольких языках, новичкам бывает трудно понять коллег и эффективно выполнять задачи, — добавляет Екатерина Завацкая.

Как оценить результат

Эксперты советуют комплексный подход — чек-пойнты с живым общением и отслеживанием метрик. Андрей Шмидт в своей компании делает так:

Устраиваем регулярные встречи HR-менеджера, наставника и непосредственного руководителя с новым сотрудником. Встречаемся в конце первого дня, первой недели, первого месяца и по окончанию онбординга — обычно через три месяца. Также используем опросники — оцениваем, как сотрудник освоился на новом месте.

Марина Петухова рекомендует учитывать количество увольнений по собственному желанию на испытательном сроке — при хорошо поставленном онбординге цифры будут снижаться. А также следует анализировать анкеты с обратной связью от нового сотрудника по итогам испытательного срока и анкеты при увольнении, проводить опрос по уровню вовлеченности в работу и оценивать ответы в динамике.


Как дела с онбордингом персонала у вас в компании? Ставьте реакцию под статьей

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0