Что спрашивать у работодателя перед устройством на удалённую работу, чтобы потом спокойно трудиться, а не бояться «вдруг уволят» или «вдруг задержат зарплату»? Собрали небольшую инструкцию.
1. Оформление
Вас могут оформить в штат по трудовому договору, заключить с вами договор гражданско-правового характера (ГПХ).
По трудовому договору сотруднику положены отпуск, больничные, страховые отчисления, выплаты при сокращении/увольнении и прочие выплаты наравне с офисными сотрудниками.
В договоре ГПХ прописывают только работы, которые вы обязуетесь выполнить за вознаграждение.
Если работодатель предлагает удалённую работу без оформления, вы рискуете остаться без зарплаты. Стоит отметить, что компании/заказчику отсутствие письменных договорённостей с удалённым сотрудником тоже невыгодно — специалист может внезапно пропасть с радаров, бросить выполнение работы без объяснений.
2. Зарплата и компенсации
Если вы оказываете услуги, тарифы на них прописываются в приложении к договору.
Обязательно спросите на собеседовании, какие расходы возмещает компания. Будут ли вам оплачивать интернет-подключение, звонки, покупку дополнительного оборудования, необходимого программного обеспечения. Если да, то каким образом это будет происходить, как оформить?
3. Режим работы
Уточняйте «на берегу», в какое время вы должны быть на связи. Если не обозначить этот момент, работодатель/заказчик будет звонить/писать вам в выходные дни, поздно вечером/ночью.
Если у вас почасовая работа, стоит обговорить, каким образом работодатель станет фиксировать время вашего присутствия на «рабочем месте»: оно может отслеживаться автоматически в CRM-системе, а возможно, руководителю будет достаточно, если вы будете отписываться ему о начале и окончании работы. Понимание таких моментов поможет избежать нарушений при удалённой работе.
4. Способ взаимодействия
Как вы будете общаться с заказчиком/работодателем: по телефону, в мессенджерах, по электронной почте? Отдельно стоит проговорить, в течение какого времени вы должны отвечать на сообщения — это дисциплинирует и исключает лишние конфликтные ситуации.
5. Ограничения по передвижению
Удалённый формат работы обычно подразумевает, что вы трудитесь из дома. Поэтому уточните у работодателя, есть ли какие-нибудь ограничения по вашему передвижению, например, по стране. Нужно ли согласовывать выезд за рубеж? Можете ли вы работать, например, из коворкинга, с другой своей работы?
6. Необходимость присутствия в офисе
Некоторые компании при приёме удалённого сотрудника считают необходимым его присутствие в офисе в течение одного-двух рабочих дней в неделю или хотят, чтобы сотрудник очно участвовал во встречах команды.
— Я знаю кейс, когда работодатель, не обговаривая заранее необходимость присутствия в офисе, потребовал от сотрудника выезжать в офис каждые две недели. Отказ от такого графика поездок стал причиной для расторжения трудового договора. Никогда не будет лишним проговорить все риски относительно формата удалённой работы, — говорит руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services Камиля Камальдинова.
7. Ваш связной в команде
С кем непосредственно вы будете общаться в организации? Кто будет отвечать на ваши вопросы и помогать в решении проблем, если они возникнут? Есть ли вообще такой «специальный» человек?
Это важно, так как руководитель не всегда сможет уделить вам внимание, а некоторые вопросы требуют оперативного решения.
8. Порядок и сроки передачи закрывающих документов
— Многие фрилансеры и сотрудники на удалёнке сталкиваются с произволом заказчиков: бесконечными правками в процессе выполнения заказа и после сдачи проекта, необоснованными задержками зарплаты, отказами в компенсациях затрат человека на выполнение проекта. Чтобы избежать этого, прописывайте все спорные моменты в договоре. А ещё хорошо будет договориться о предоплате: если не 100%, то хотя бы 50%. Работа должна строиться в рамках ТК РФ и ФЗ №407 от 08.12.2020 года. Если у вас есть доказательства нарушений работодателя, и он отказывается идти на контакт, вы вправе обратиться в трудовую инспекцию, прокуратуру и суд с исковым заявлением, — говорит управляющий партнёр компании «РосКо» Алена Талаш.
Ответы на все вопросы, которые мы перечислили, лучше прописать в договоре. Не бойтесь показаться дотошным — чем больше деталей проясните, тем спокойнее станете работать, а заказчик не сможет просто исчезнуть, добавив вас в «чёрный список».
Дополнительно можно уточнить ещё два вопроса.
Карьерный рост
Удалённая работа не означает, что вы должны трудиться на одной должности всё время сотрудничества с компанией. Задавая вопрос о возможностях карьерного роста, вы показываете работодателю, что заинтересованы в развитии в рамках организации. Возможно, работодатель будет готов предложить вам релокацию в город/страну, где находится организация.
Состав команды
Неплохо также уточнить, соотношение удалённых и офисных сотрудников в команде. Вы единственный удалёнщик или в компании смешанный коллектив? Это поможет вам оценить, насколько качественно в команде настроено сотрудничество с удалёнными работниками. Если вы не один в поле воин, скорее всего, компания уже наладила взаимодействие с сотрудниками на дистанте, и вы не столкнётесь с организационными трудностями.
__
На ваш взгляд, какой вопрос при устройстве на удалённую работу самый важный?
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы