Где проходит граница между личными и рабочими отношениями
Сразу оговоримся: эта статья не о том, как закрутить служебный роман и не растерять из-за этого клиентов. Вместо этого мы проанализируем, как должны меняться взаимоотношения между двумя людьми, когда главное, что их связывает — это рабочее место. Конечно, некоторые компании основывают близкие друзья, а молодые стартапы очень любят рассказывать о том, что их коллектив это одна большая и дружная семья. Несмотря на это, соблюдение рабочего этикета и границ деловых отношения зачастую не просто желательно, а спасительно.
Что такое рабочие отношения?
Рабочие отношения выстраиваются между коллегами, начальником и сотрудниками с единственной целью: повышение эффективности выполнения задач. Такие отношения крайне формализованы и, можно сказать, ритуализированы — это значит, что люди все время ведут себя предсказуемо, вежливо и более-менее одинаково. Более того, в чистейшем понимании термина рабочих отношений они не подразумевают никакой эмоциональности, близости или вражды: в них нет места крикам на планерке, спорным шуткам, излишне личным вопросам и так далее.
Очевидно, что мы живем не в идеальном мире, да и подобные «роботизированные» отношения с коллегами лишали бы любого человека всяческой мотивации работать.
Эмоции и вовлеченность
Человек — крайне социальное существо, поэтому инстинктивно мы всегда и везде стремимся построить отношения, скрепленные эмоциональными связями. Многие не без основания считают, что бок о бок с друзьями работать приятней.
Выстраивая дружеские и доверительные отношения с коллегами, не стоит забывать о том, что главной целью любой работы является эффективность. Любой бизнес строится на получении выгоды. Излишняя эмоциональность же может стать основой вашей уязвимости: помешать выполнить задачу, снизить эффективность или попросту поссориться с приятелем и тем самым испортить рабочие отношения.
Рабочая идентичность
Для контроля за эмоциями принято использовать рабочую идентичность. Например, когда врач-терапевт выходит на работу, он фактически перестает быть Виктором Петровичем и трансформируется в доктора Попова. В отличие от Виктора, доктор Попов действует по определенному своду правил. Он не поддается эмоциям, не соглашается пускать пациентов без очереди или выписывать лекарства по требованию.
То же самое касается и более сложных случаев, когда на рабочем месте взаимодействуют близкие друзья или члены одной семьи. Профессиональный кинорежиссер на съемочной площадке не будет называть свою жену актрису ласковым именем, а она, в свою очередь, будет обращаться к нему по имени-отчеству, как и все остальные участники съемок.
Подобное дистанцирование и игра по заранее установленным правилам помогает не только защитить личные отношения от рабочих проблем, но и замедлить процесс профессионального выгорания, а также избавиться от лишнего стресса.
Баланс эмоций и дистанции
Тем не менее, эмоции могут и должны просачиваться в рабочие отношения, иногда это идет на пользу процессам. Грамотное выражение эмоций начальником может помочь команде более полно понять задачу, эмоциональная похвала сотрудника запомнится и замотивирует его гораздо сильней простых дежурных слов. Важно уметь контролировать эмоции и не давать им нарушать рабочую идентичность.
Эффект попутчика
Еще одна ключевая особенность рабочих отношений — их ограниченность во времени. Работа не должна играть ключевую роль в жизни, ведь рабочий день рано или поздно заканчивается. Это значит, что после работы вы сможете отдохнуть от коллег и отпустить напряжение, которое может помешать вам выстраивать здоровые отношения на работе.
Личные и семейные отношения такого срока не имеют и, естественно, влияют на человека гораздо сильнее, чем отношения с коллегами. Более того, абсолютное большинство из нас не остаются работать в одной организации на всю жизнь, поэтому коллег по сути можно сравнить с попутчиками в купе. Мы далеко не так сильно вовлекаемся в эти отношения, поэтому то, что о нас думают коллеги далеко не так важно как то, что о нас думают близкие друзья и семья.
__
Как вы считаете, можно ли по-настоящему дружить с коллегами?