«Прилетит вдруг волшебник…»: кто такой директор по счастью

Забота о благополучии сотрудников сегодня стала вопросом выживания, поэтому для его решения многие компании ввели отдельную должность. Рассказываем, в чем состоит функционал такого специалиста, зачем он нужен бизнесу и как им стать.

Чем занимается менеджер по счастью

Название должности говорит самом за себя — это человек, который делает все, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно на работе и за ее пределами. 

Эта должность появилась в Кремниевой долине в связи с дефицитом специалистов высокого уровня. Требовался комплексный подход к созданию так называемой «счастливой среды», в которой людям максимально комфортно работать, и они хотели оставаться в компании. 
Quote: "Илья Глазырин" Cобственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»

Эксперт уточняет, что сегодня менеджер или директор по счастью в России разбирается в двумя главными вызовами:

  1. Миграция специалистов — маятниковая, локальная, сезонная и т. д. 
  2. Дефицит высокопрофессиональных сотрудников, их уход из некоторых секторов. 

Спектр задач такого специалиста может быть очень широким и меняться от компании к компании:

  • Разработка корпоративной культуры, организация корпоративов и тимбилдингов
  • Участие в разработке систем материальной и нематериальной мотивации
  • Медиация в конфликтах
  • Консультации сотрудников в качестве корпоративного психолога
  • Внедрение well-being программ
  • Управление талантами, создание индивидуальных планов развития сотрудников
В классическом смысле директор по счастью занимается мотивацией персонала и развитием корпоративной культуры. Например, сейчас популярен тренд на создание образа компании мечты, в которой все хотят работать. Для этого большинство организаций создали HR-отделы, которые проводят опросы о вовлеченности, собирают данные по адаптации, анализируют текучку кадров, берут обратную связь от уволившихся, передают эти данные пиарщикам для работы с брендом и помогают сотрудникам на рабочем месте.
Quote: "Татьяна Федорова" Директор ООО «ИКЦ «Арина», владелец частного центра занятости ООО «ДФ «ИНЖИНИРИНГ»
Менеджер по счастью отвечает за создание теплой атмосферы в коллективе и развитие корпоративной культуры. Он организует мероприятия для сотрудников, заботится о благополучии коллег и обеспечивает, например, наличие лекарств от простуды в сезон гриппа. Иногда менеджер выполняет роль психолога, помогая справляться со стрессом и налаживать взаимодействие между коллегами. Инструменты, с которыми работает директор по счастью варьируются — от премий до приятных подарков за хорошую работу. 
Quote: "Наталья Антропова" HR и бизнес-партнер компании «Сибирский Банный Чан»

Зачем компании заботиться о психологическом благополучии работников

Внедрение такой должности — не праздная благотворительность, а важная инвестиция. Чем выше удовлетворенность людей своим уровнем жизни и условиями на работе, тем больше их продуктивность и лояльность, тем меньше риск выгорания или массового увольнения. Это доказывают и исследования, и опыт разных компаний.

Работники, которые действительно любят свою деятельность, демонстрируют гораздо большую продуктивность. И если они говорят о своем месте работы положительно, это создает привлекательный имидж как клиентов и новых сотрудников. С появлением менеджера по счастью каждую неделю мы проводим различные мероприятия, особенно всем нравятся челленджи. Например, в определенные дни все приходят в одежде одного цвета, а директор по счастью стремиться создать соответствующую обстановку. Такие активности помогают разнообразить повседневную жизнь сотрудников и повышают их мотивацию приходить на работу в постоянном ожидании чего-то нового, крутого и необычного. 
Quote: "Наталья Антропова" HR и бизнес-партнер компании «Сибирский Банный Чан»
Во многих компаниях корпоративная культура развивается через тимбилдинг, праздники и активности. К этим инструментам я добавила атмосферу спокойного процветания, организацию для сотрудников мест и возможностей для уединения и размышлений. Например, мы пригласили практиков Access Bars — методики снятия стресса легкими прикосновениями к голове. 

Это дало заметные результаты. Спокойная обстановка позволяет людям сосредоточиться и увидеть возможности там, где они их раньше не замечали. Улучшаются отношения между сотрудниками, потому что они выходят после отдыха расслабленные и умиротворенные, настроенные не суетиться, а активно слушать. Сотрудники стали приводить к нам работать своих друзей, и даже вернулись те, кого до этого переманили на другие предприятия более высокими зарплатами. Среди персонала в целом выросла удовлетворенность работой и жизнью. Если говорить о цифрах — в 2023 году доход компании составлял 80 млн рублей, а в 2024 году мы идем на доход более 100 млн рублей.
Quote: "Татьяна Федорова" Директор ООО «ИКЦ «Арина», владелец частного центра занятости ООО «ДФ «ИНЖИНИРИНГ»

KPI директора по счастью

Поскольку задача такого специалиста — психологическое благополучие сотрудников, то эффективность его работы оценивают по основным HR-метрикам:

  • eNPS
  • Текучесть, в том числе на испытательном сроке
  • Средняя продолжительность работы сотрудников в компании
  • Число больничных и отгулов
  • Уровень стресса
  • Эффективность реферальной программы и т. д.
KPI также различается в разных организациях. Например, в компании «Сибирский Банный Чан» проводим еженедельные активности, включая конкурсы с призами. Обычно их устраивают в четверг или пятницу, когда сотрудники нуждаются в расслаблении. В конце каждого месяца согласовываем план мероприятий и бюджет на следующий месяц, что и формирует общий график работы и KPI. 
Quote: "Наталья Антропова" HR и бизнес-партнер компании «Сибирский Банный Чан»
Также часто в KPI попадают оценки по «360 градусов» — то есть настроена ли работа сотрудников так, что они не конфликтуют друг с другом, умеют быстро договариваться. 
Quote: "Илья Глазырин" Cобственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»

Нужна ли для этого отдельная должность

Все зависит от размера компании и ресурсов, которые она готова выделить на well-being.

Некоторые компании пытаются совмещать должности HR-а и менеджера по счастью. Однако у HR-специалиста иногда просто нет времени на глубокий анализ проблем и поиск путей их устранения. Например, моя команда часто сталкивается с тем, что в крупных корпорациях беспорядок с мотивацией людей. В них обычно работают специалисты из разных поколений — и 20-летние, и 55-летние. HR за основу берет общую мотивацию, но она не работает — нужны индивидуальные программы. А это необходимо заметить и иметь резерв времени, чтобы позаботиться о каждом специалисте. По моим наблюдениям, если в штате крупной компании нет менеджера или директора по счастью, то люди часто просятся уйти на удаленку, начинаются конфликты в коллективе, неразбериха в оргструктуре.

Например, в 2016 году мою команду пригласил один из крупнейших банков России для решения проблемы текучки. Она была огромная — в некоторых регионах доходила до 23%. Мы порекомендовали ввести в штат директора по счастью, что руководство и сделало. Довольно быстро текучка снизилась до 5–7%. 
Quote: "Илья Глазырин" Cобственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»
Создав такую единицу в организации, я назвала ее «менеджером заботы». Основным функционалом на должности была кадровая работа, а дополнительно нужно было заботиться о сотрудниках  — интересоваться их состоянием, создавать материальные и нематериальные способы мотивации, получать обратную связь. В компетенции менеджера заботы было также ведение программ КСО — ДМС, возмещение затрат на спорт и т. д.

Когда мы передали функционал менеджера заботы кадровику, то столкнулись с тем, что он оказался системным человеком с неразвитыми навыками эмпатии и коммуникабельности. По его словам, сотрудники нехотя отвечали, что у них все в порядке, вопросов у них нет, помощь не нужна, и HR не знал, как продолжать разговор. После работы, проведенной нашим HR, я поняла, что полноценным менеджером/директором по счастью может быть только настоящий директор — владелец или руководитель предприятия, в чьих руках сосредоточены ресурсы, кто формирует стратегию компании. 
Quote: "Татьяна Федорова" Директор ООО «ИКЦ «Арина», владелец частного центра занятости ООО «ДФ «ИНЖИНИРИНГ»

Как стать директором по счастью

Университетских программ для этой профессии пока нет, но есть курсы повышения квалификации и тренинги от экспертов. Чаще всего такие специалисты вырастают из HR-ов, которые работают в сегменте мотивации, well-being, корпоративной культуры или C&B. Также в профессии могут хорошо освоиться психологи, преподаватели или люди с руководящим опытом.

Директор по счастью — это некая смесь HR-специалиста и эксперта по корпоративной культуре. Определенного направления, на котором бы обучали людей этой специальности, еще не существует, так как сфера новая. Тем не менее, кандидаты должны иметь образование в области управления персоналом, социологии или психологии. Требуются навыки работы с людьми, анализа внутренней атмосферы компании, а также невероятно важна эмпатия. Кроме того, полезными будут знания в области управления проектами и коммуникаций. Опыт в организации мероприятий и ведении переговоров не будет лишним.
Quote: "Наталья Антропова" HR и бизнес-партнер компании «Сибирский Банный Чан»

Поставьте 👍, если статья была интересной!