Прокачиваем работодателей
и специалистов каждый день

Новости
Советы по работе
Полезно
Работодателям
Работа в команде
Соискателям
Ищу работу
Карьерные советы

Зачем нужен оффер, если он не имеет юридической силы

Ищу работу Собеседование
Зачем нужен оффер, если он не имеет юридической силы

Письменное приглашение успешного кандидата от лица компании — последний этап перед заключением трудового договора. Никаких юридических гарантий не дает, зато фиксирует устные договоренности и добавляет жирных плюсиков HR-бренду. Если вам прислали оффер — значит, действительно очень ждут. Почитайте, как это работает.

Откуда в России взялись офферы

Оффер — предложение о трудоустройстве, которое работодатель присылает потенциальному сотруднику после успешного собеседования. Основная задача — зафиксировать итоговые условия, о которых договорились с кандидатом-финалистом отбора. Дальше слово за соискателем — принять предложение или отклонить.

В нашем законодательстве нет такого понятия, как оффер на работу — отношения между работодателем и сотрудником определяют условия в трудовом договоре. Но крупные компании, особенно в сфере IT и финансов, активно используют офферы для нелинейных позиций — например, для менеджеров среднего и высшего звена, специалистов с уникальными компетенциями или особыми полномочиями.

Экскурс в историю: в конце 90-х и начале нулевых в Россию пришло много западных компаний, а рынок открылся для иностранных инвестиций. Такие гиганты, как Microsoft, Coca-Cola, Unilever, Boston Consulting Group, использовали привычные для них стандарты найма, в том числе — джоб-офферы. Инструмент прижился в российских реалиях и набрал популярность среди HR-специалистов.

Чаще всего офферы применяют в крупных организациях из банковского сектора и сферы IT, где многие процессы устроены по западным образцам. За границей этот документ имеет юридическую силу, но в России о такой перспективе пока только говорят, — дополняет старший вице–президент ИК Fontvielle  Анастасия Хрусталева. 

Как выглядит оффер

Единого стандарта того, как содержательно наполнить и оформить оффер, нет. В приглашении на работу обычно указывают:

  • должность или роль в команде
  • основные обязанности
  • зарплату (сумма, регулярность выплат, бонусы и премии)
  • рабочий график
  • дату начала работы
  • продолжительность испытательного срока, если он есть
  • опции соцпакета
  • тип контракта: временный, постоянный, проектный
  • адрес офиса или места работы
  • условия отказа или отзыва оффера — например, если кандидат не ответит в течение определенного времени
Документ не имеет юридической силы, поэтому направить его кандидату можно хоть в электронном виде, хоть в бумажном. Для творческих позиций можно и покреативить. Например, вместе с джоб-оффером прислать фото пустого рабочего стола с ленточкой «Жду тебя» или короткое видео о корпоративной жизни, — уточняет Борис Сысоев, основатель сервиса myresume.ru, специалист по отбору и развитию персонала.

Зачем оффер компании

Инструмент используют при найме топ-менеджеров, ключевых сотрудников, специалистов с редкими компетенциями. У таких людей предложений о работе много, работодатели «встают в очередь». Оффер дает сразу несколько козырей:

  • Компания показывает, что настроена серьезно, готова к честному и прозрачному диалогу -> больше доверия, крепче HR-бренд
  • Соискателя вдохновляют подробным описанием бонусов и преимуществ -> больше очков среди конкурентов
  • С готовыми шаблонами офферов HR-отдел быстрее оформит предложение кандидату -> выше эффективность найма
Офферы помогают компаниям отслеживать внутренние KPI — скорость, с которой удается закрывать вакансии, процент отклоненных предложений, долгосрочное удержание сотрудников, другие HR-метрики, — добавляет бизнес-ментор Валерия Соколова.

Плюсы для кандидата

Оффер от работодателя — финишная прямая всех этапов собеседования и устных договоренностей. Письменно зафиксировали условия — исключили фактор «ой, мы вас не так поняли». Анастасия Хрусталева поясняет:

Как иногда бывает — на интервью работодатели обещают золотые горы, чтобы хоть как-то привлечь кандидата, а как заключают трудовой договор, «забывают» о сказанном. Джоб-оффер дает соискателю понять, что сюрпризов не будет.

НО! Компания в любой момент может отозвать оффер, соискатель также может изменить свое решение. Пока трудовой договор не подписали, никто никому ничего не должен. Это репутационная история, а не правовая.

Если зарплата в трудовом договоре оказалась меньше, чем указали в оффере, соискатель может попытаться доказать обман в суде, но шансы на успех крайне малы — оффер не имеет юридической силы. Такие ситуации негативно скажутся на репутации компании, серьезные работодатели так не поступают, — уверена Валерия Соколова. 

Действительно, зачем тратить ресурсы на развитие HR-бренда, если потом своими же руками его убьешь 🙄

Единственное, за что могут привлечь работодателя, — необоснованный отказ кандидату заключить с ним трудовой договор (ст. 64 ТК РФ). Если кандидат обратится с жалобой в суд, формулировки в духе «живет далеко от офиса» или «у него трое малолетних детей» не спасут компанию от штрафа, предупреждает Борис Сысоев. 


Как думаете, оффер — полезный инструмент в российских реалиях? Ставьте реакцию под текстом

 

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0