Работа по франшизе: плюсы, минусы, истории из жизни
Рассказываем и показываем на примерах из разных сфер, как работает бизнес по франшизе.
Разберемся с понятиями
Франшиза, она же франчайзинг — это вид делового партнерства, когда собственник успешного бизнеса продает право работать под своим товарным знаком, по той же бизнес-модели. Эту схему используют и бренды, которые у всех на слуху, и нишевые, малоизвестные.
Франчайзер — хозяин франшизы, он дает партнеру готовые решения для старта, а также консультирует и сопровождает на всех этапах. Например, помогает выбрать помещение, найти персонал, запустить рекламу.
Франчайзи — покупатель, который открывает свой бизнес по франшизе.
Цена вопроса зависит от известности бренда и объема услуг по сопровождению. Обязательные инвестиции будут такие:
- паушальный взнос — единоразовый платеж, который франчайзи вносит при заключении договора
- роялти — регулярные платежи за сопровождение, что-то вроде абонентской платы за использование торговой марки и чужих бизнес-разработок. Могут быть фиксированными или по проценту от выручки.
- стартовый капитал — расходы на аренду, персонал, оборудование и все сопутствующие товары
Начинающие бизнесмены обычно выбирают небольшие малоизвестные франшизы — они намного дешевле по всем трем пунктам. Но в этом случае всегда есть риск купить «кота в мешке», — предостерегает Вера Трушина, основатель франшизы боксерских клубов Rocky и компании Fitness Consulting Group.
Представьте, есть какой-то предприниматель из другого города, он успешно открыл несколько кофеен или пекарен. Бизнес показал хорошие результаты, и предприниматель решает дополнительно зарабатывать на франшизе. Это можно очень быстро организовать: в течение года проводить аналитику результатов — и вот, человек уже продает франшизу по своему новенькому бизнесу. Что получит франчайзи в этом «мешке» — шикарного породистого кота или блохастую дворняжку? Не узнаешь, пока не попробуешь.
Что нужно знать перед стартом
Главный плюс работы по франшизе — за вас уже разработали и обкатали бизнес-модель, раскрутили бренд, все посчитали, упаковали и принесли на блюдце. Регистрируете ИП, заключаете договор, стартуете.
Тут же всплывает симметричный минус — контроль со стороны франчайзера. Придется соблюдать регламенты и стандарты, ведь собственник бизнеса дорожит репутацией бренда.
Предприниматель должен знать, что будет работать по четким стандартам, бизнес по франшизе — это не творческий процесс. Очень часто сталкиваемся с такими моментами. Люди покупают франшизу на открытие спортивного клуба, в нашем случае — боксерского. А потом начинается: «Мы хотим тут еще йогу, балет и пилатес». Так не работает.
Еще в копилку плюсов и минусов:
➕ Вас будут активно поддерживать на всех этапах, это входит в стоимость паушального взноса. Франчайзер прямо заинтересован, чтобы у вас все получилось, поэтому стартовать будете не с нуля. Юридические моменты, реклама и маркетинг, контакты контрагентов, консультации, подбор персонала — помогут, чем смогут. А также постараются уберечь от ошибок.
Абсолютно все «грабли», на которые может наступить неопытный франчайзи, мы уже проходили и проработали защиту от них. Это опыт. Собственно, его и продаем, вместе с правом работать под нашим торговым знаком.
➖ Нет никаких гарантий, что франшиза окупится. Если бизнес-модель показывает отличные результаты на других точках или в других городах, из этого не следует, что у вас тоже так будет. Да, франчайзер поможет обойти многие риски и ошибки, но работать за вас он не будет. Искать помещение, подбирать персонал, оборудование, решать на месте 1000+ внезапных организационных вопросов предстоит лично вам. Платить роялти за сопровождение тоже придется, если выплаты установили в фиксированной сумме.
Добавим конкретики и позитива на примере двух кейсов — о том, как люди открыли маленький бизнес по франшизе и вышли на хорошие результаты.
Москва: химчистка
Илья живет в столице, последние годы работал в управляющей компании крупной сети барбершопов. Давно задумывался, не открыть ли бизнес по франшизе, рассматривал вариант с барбершопом, но отпугивали серьезные стартовые вложения.
В итоге остановился на экспресс-химчистке «Хозяюшка». Франчайзер предлагает на выбор несколько вариантов с разным входным бюджетом, плюс пошаговое руководство — как открыть ИП, подобрать помещение, на что обратить внимание при выборе локации. У меня раньше не было никакого опыта в бизнесе, так что эта «дорожная карта» очень пригодилась.
Основатель сети выступал в роли наставника. Нужно было найти персонал — вот, готовые шаблоны вакансий для работных сайтов, консультация по актуальным зарплатам. Маркетинговые вопросы — полностью на стороне франчайзера, мы только корректировали целевые предпочтения и локации охвата. С момента подписания договора до открытия первой точки прошло полгода.
К октябрю 2024 химчистка Ильи отработала 4 месяца. Что получилось по деньгам: прибыль от 140 до 320 тысяч рублей, за исключением первого месяца, его закрыли в минус 40 тысяч. Об окупаемости говорить рано, хотя тенденция обнадеживает. У бизнеса есть специфическая особенность — сезонные колебания спроса. Самый пик приходится на осенние и весенние месяцы. Чтобы не работать в минус, Илья стал брать заказы от юрлиц — массажных салонов, отелей, фитнес-клубов.
По моему опыту, основные проблемы запуска связаны с выбором помещения. Нужно четко понимать, каких финансовых вложений потребует локация. Я обжегся именно на этом. Помещение видите только вы, менеджер сопровождения по удаленке не сможет оценить все подводные камни. Из чего стены, какая проводка, полы — нужно все оценить с холодной головой.
Илья убедился, что рекомендации и правила франшизы существуют не просто так, они буквально выстраданы предыдущими бизнесменами. Чем точнее следуете советам, тем быстрее окупите вложения.
Тулун и Нижнеудинск: доставка суши
Виктория Гильдебрант живет в Красноярске, работает тату-мастером, художником. Уже год развивает бизнес по франшизе суши-доставки в двух маленьких городах Иркутской области — Тулуне и Нижнеудинске.
Началось с того, что я сломала палец. Очень сложное смещение, долгое лечение, из-за этого я не могла зарабатывать на жизнь. Тяжелейший был период, депрессия, поиски себя. В конце концов поняла, что мне нужен бизнес.
У себя в городе Виктория была постоянным клиентом СушиSell и однажды заметила, что там продвигают франшизу. В августе 2023 записалась на бесплатное обучение — побывала в разных филиалах, попробовала себя в качестве администратора, повара, управляющей. После обучения владельцы франшизы отбирали самых перспективных для дальнейшего сотрудничества.
Честно, я очень удивилась, что выбрали именно меня и моего партнера Леонида. Да, у нас был кое-какой опыт в бизнесе, но весьма камерный — маленький киоск с френч-догами, где мы работали сами 2/2 и записывали продажи ручкой в тетрадке. Если ты слаб, много долгов, проблем, но есть огонь внутри, внутреннее рвение — это точка роста. Видимо, в нас почувствовали это рвение, потому и выбрали.
Путь франчайзи начинается с паушального взноса управляющей компании. На тот момент сумма была 450 тысяч рублей — со скидкой 100 тысяч, если решаешься на такой рискованный шаг за неделю. Со всеми юридическими моментами помогали агенты сопровождения СушиSell, это входило в условия паушального взноса.
У Виктории не было денег на открытие, но уже был статус ИП — через него проходили продажи творчества. Это позволило получить хороший кредит, на который открыли первый филиал в Тулуне. В первый месяц ребята побили рекорд по выручке по всей сети, за неделю заработали 1 млн 100 тысяч рублей, чистая прибыль за месяц — 700 тысяч. Впечатляющие показатели для провинциального городка, где живет меньше 40 тысяч человек.
На все про все у нас ушло около 4,5 миллиона рублей. Это паушальный взнос, поиск помещения, договоры с поставщиками, набор персонала, покупка оборудования, ремонт и вложения в маркетинг. Сейчас филиал в Тулуне приносит около полумиллиона рублей чистой прибыли в месяц. С учетом процентов по кредиту, вложения пока не окупились. Но мы близки к этому, так как бизнес окупается примерно за 12 месяцев, а открылись мы в январе 2024 года.
Вторую точку в Нижнеудинске запустили совсем недавно, 14 сентября 2024, спустя полгода после старта в Тулуне. И тоже полноценно в кредит. Здесь потратили около 5 миллионов рублей за два месяца, считая ремонт помещения. Зато все прошло гораздо быстрее и проще, ведь у нас уже был опыт. Выручка по Нижнеудинску на старте составила около 1 млн рублей за неделю. Могли сделать больше, но заказали очень мало сырья — сами виноваты.
Что касается маркетинга, сотрудничаем с контрагентами франчайзера. Ребята самостоятельно создают макеты, дизайны для билбордов, флаеров, тейбл-тентов, соцсетей. В месяц выделяем на рекламу 80 тысяч рублей, и это очень быстро окупается, спрос стабильно высокий.
Сотрудников искали через соцсети франчайзера. Транслировали в постах/историях рабочую ссылку, по которой кандидат переходил и заполнял анкету: ФИО, сколько лет, какой город, на какую должность. Автоматически прикрепляется ссылка на страницу кандидата — сразу можно посмотреть, с кем имеешь дело. Это максимально сокращает время на подбор.
Зарплату определяли по анализу предложений среди ближайших городов. Разработали систему мотивации: сдаешь экзамен — повышаем ставку. За хорошие результаты обязательно дарим бонусы. Пока все складывается оптимистично, надеемся через полгодика открыть третий филиал.
Принимаем огоньки и лайки в поддержку отважных франчайзи 🔥👍