Существует теория поколений, согласно которой люди, родившиеся в один и тот же исторический период, обладают похожим набором личностных качеств. Это определяется множеством факторов. В том числе и уровнем мирового развития культуры, науки и техники. Когда вы знаете особенности в характерах, взглядах и способах передачи информации представителей разных возрастов, вы можете не только лучше понимать окружающих, но и эффективно взаимодействовать с ними. Мы собрали небольшие подсказки о том, как относятся к работе сотрудники трёх поколений.
Разберёмся с периодами
Авторами теории поколений являются два американских историка — Уильям Штраус и Нейл Хоув. Исследователи заметили и описали закономерности в развитии людей через циклы истории США в совместной книге «Поколения» (Generations) в 1991 году. В дальнейшем оценку опыта и мировоззрения человека сквозь призму времени переняли другие страны. Периоды смены одного поколения другим стали задавать в зависимости от судьбоносных вех для конкретного государства и особенностей территории.
Принято считать, что в России представители поколения X родились в период c 1963 по 1983 годы, поколение Y (миллениалы) захватили начало нового тысячелетия (1983–2003), а зумеры (Gen Z), которые уже вступают в трудоспособный возраст, появились на свет после 2003-го. Выделяют и людей «альфа», рождённых с 2011 года, но так как они только формируют поколение, мы сосредоточимся на первых трёх.
Поколение X
Представители демографического поколения X сейчас зачастую занимают руководящие позиции в организациях. Они имеют опыт работы около 20 лет и готовы принимать вызовы лидерства. Самые старшие люди этого поколения задумываются, что пенсия близка, но ещё многое можно успеть.
Поколение X ценит автономию, независимость и любит работать над чёткой целью, ставит себе конкретные задачи. Достижение поставленных задач помогает им сохранять мотивацию на рабочем месте. Начиная проект, такие люди стараются задать максимум вопросов, чтобы собрать все требования и составить собственный план для его реализации.
Иксы много трудятся и, как правило, гордятся своим делом, но стараются чётко разделять заработок и личную жизнь. По этой причине представители поколения X ценят гибкость в графике. Менеджеры поколения X прислушиваются к аналогичным интересам своего коллектива, чтобы не допускать выгорания сотрудников.
Люди X ценят образование, потому что во время своего становления в обществе считали его единственным способом занять хорошую позицию в компании на фоне экономических кризисов. Они стремятся постоянно повышать квалификацию, начальники-иксы ищут сотрудников с высокими достижениями и не скупятся на программы их обучения на предприятии.
Поколение Y
Работники поколения Y росли в цифровом мире, поэтому отличаются от X более развитой технологической смекалкой. Это социализированные в сети и офлайн специалисты, которые ценят в том числе и человеческое общение, связи и командную работу.
Рядовые сотрудники и менеджеры Y часто страдают от недостатка целеполагания и потому берут на себя слишком много задач одновременно. Для представителей этого поколения авторитет организации менее важен, чем люди, которые её формируют. Работники-игреки обращают внимание на интеллект и результаты коллег, подчинённых, а не на название их должности или авторитет вуза, который те окончили.
Миллениалы амбициозны. Они ставят во главу угла массу финансовых и личных целей, стремятся быстрее продвигаться по карьерной лестнице, но не планируют на долгосрочную перспективу. Иными словами, живут здесь и сейчас, по ситуации.
Важна и ещё одна особенность Y-работников — эти люди обладают сильным чувством морали и справедливости. Они открыто ставят под сомнение действия своего начальства, если считают их предвзятыми или несправедливыми. Большинство миллениалов не держатся за рабочее место, если разочаровались в организации. Их карьера зачастую состоит из серии краткосрочных деловых отношений по найму.
Если подробно посвятить миллениалов в процессы и ожидания компании от них, раскрыть личные перспективы, то они будут подходить к задачам более самоотверженно и даже станут наслаждаться трудностями. А вот без мотивации упорный труд покажется им адом.
Поколение Z
Если вы подумали, что самые отъявленные карьеристы — это миллениалы, то забудьте. Работники-зумеры беспокоятся о потенциале своего развития в профессии гораздо чаще и сильнее своих родителей и возрастных коллег.
Большинство людей Gen-Z «родились» с гаджетами в руках. Именно поэтому пандемия коронавируса и сопутствующий переход к удалённой работе сильнее всего ударили по молодым людям. Эти работники ещё не успели в полной мере овладеть мастерством управления рабочим временем без реального присутствия в коллективе. Находясь дома, зумеры чаще отвлекались и прокрастинировали, теряли работоспособность из-за страха лишиться финансовой независимости в любой момент.
Поколение Z глубоко заботится о таких вопросах, как культурная инклюзивность и экологичность организации, здоровая атмосфера на рабочем месте, возможность совмещать несколько занятостей без ущерба личной жизни.
Зумеры чаще ищут креативные, нетривиальные способы решения задач. Молодые специалисты, как правило, настроены на позитивное сотрудничество и им очень важно, чтобы начальство и коллеги из представителей старших поколений считались с их интересами, прислушивались к их мнению и уважали талант без оглядки на возраст.
Узнали в этой статье кого-то из своих коллег? Или себя? Поделитесь в комментариях, пользуетесь ли вы подобными знаниями в общении со своими сотрудниками :)
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы