Чтобы спланировать офис, нужно выбрать одно из двух — это будет открытая планировка (open space — «опенспейс») или традиционные кабинеты. Определиться трудно, ведь у обоих вариантов есть как преимущества, так и недостатки. Раскроем же их!
Плюсы открытой планировки
Офисы открытой планировки более экономичны. Вы можете организовать на той же площади гораздо больше рабочих мест — разместить больше сотрудников. Экономия выражается и в деньгах, которые идут на электричество, отопление.
Планировку легко поменять. Достаточно поменять местами несколько столов, стенды, тумбочки и проектор — и пространство заиграет новыми красками.
Отделам и работникам проще общаться. Это преимущество играет не слишком большое значение для благополучия компании, но всё же облегчает жизнь коллективу. Когда сотрудники работают обособленно, то могут бездумно выполнять задачи и ошибаться из-за недостатка коммуникаций.
Обычно при открытой планировке офиса менеджеры и старшие менеджеры тоже в постоянном контакте с персоналом. Это значительно ускоряет решение проблем, быстрее получается связываться с нужными исполнителями. Всё это лишь увеличивает производительность.
«Иногда мне достаточно вслух назвать имя нужного мне специалиста, даже не очень громко, и он услышит. Не нужно писать что-то в чате, просить его зайти в кабинет. Я тут, в трёх шагах. На отдельные случаи у нас организована комната-переговорная, для конференций — зал. В кухне, кстати, мы специально поставили круглый стол, чтобы люди обедали в уютной обстановке. Конечно, во всей этой ситуации важен баланс. Если хочешь, чтобы сотрудники не уставали от вездесущего ощущения общности, дай им альтернативу. У нас это возможность почилить в мягком одиночном кресле среди красивых цветов в перерыве, зайти в уютное кафе на территории, уединиться с книгой в мини-библиотеке», — рассказала главный редактор одного из московских интернет-изданий Дарья К.
Минусы опенспейса
Шум. Офисы открытой планировки более хаотичны, отовсюду слышатся разные звуки. Логично, ведь сотрудники находятся в одной общей зоне, кругом телефонные разговоры, лёгкие сплетни, хруст вафель, вечно снующие люди… Некоторых это жутко отвлекает. В закрытом офисе, где в кабинете не более трёх человек, таких проблем почти нет.
«Я ненавижу, когда моя напарница вслух выясняет отношения со своим парнем по телефону посреди рабочего дня. Непонятно, как она относится к тому, что о её секретах знают ещё человек 30. Но её истерики раздражают всех, честно говоря. Поскорей бы они уже помирились с её Гришей, что ли», — негодует финансист логистического центра в Челябинске Екатерина Х.
Безопасность. У каждого сотрудника нет запирающейся двери, как в отдельном кабинете. Это может привести к проблемам, с которыми ни одна компания не хотела бы столкнуться, например, разбойное нападение, захват заложников, воры. Но это всё исключительные случаи, для которых достаточно тщательно продумать план эвакуации.
Конфиденциальность. Сотрудники могут чувствовать себя некомфортно, находясь в постоянном тесном контакте со своими коллегами, когда необходимо сделать личные звонки, переобуться, перекусить на рабочем месте, расчесаться, выпить лекарство.
Болезни и инфекции. Когда наступает сезон гриппа, сотрудники начинают быстро заражаться от коллег за соседними столами. Держать ситуацию под контролем в этом случае сложно, но можно. Например, выявить приболевших работников и предложить им оформить больничный или временно перейти на удалёнку.
Микроклимат. У людей разные вкусы и запросы в освещении помещений, уровне отопления или наоборот — проветриваемости. Кто-то мёрзнет, кому-то жарко, каждому не угодить, но придётся найти какой-то оптимум.
Старшие сотрудники или люди, которые работают в компании много лет, вероятно, попросят себе отдельный кабинет. Может возникнуть конфликт: отчего это кто-то достоин привилегии в виде отдельного пространства, а кто-то нет.
У обоих форматов офиса есть свои преимущества и недостатки. Необходимо оценить все указанные риски и сопоставить все за и против, прежде чем принимать решение, что лучше именно для вашей компании или бизнеса.
Какую планировку предпочитаете вы? Есть ли еще какие-то важные моменты, которые необходимо учитывать при выборе планировки офиса? Поделитесь в комментариях :)
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы